АРХИТЕКТУРА · ИНТЕРЬЕРЫ · ИМЕНА

Архитектура рубежа тысячелетий

Целый ансамбль объектов Ричарда Роджерса приурочен к миллениуму — монументальные шатры, колеса обозрения и соборы нового времени раскинулись под небом Лондона к декабрю 2000-го. Купол тысячелетия (Millennium Dome) стал и визитной карточкой Ричарда Роджерса, и причиной продолжающейся в его адрес критики. На деле начинание вышло финансово провальным из-за недостаточного внимания со стороны публики к помпезному празднованию начала третьего тысячелетия. А задумано все было изящно.
Во-первых, привязка к месту — своим западным крылом Купол тысячелетия проходит по Гринвичскому меридиану, да и все остальное подчинено его величеству Времени. Двенадцать желтых стометровых пилонов Купола, поддерживающие полотнища кровли, символизируют и двенадцать месяцев года, и двенадцать делений циферблата часов. В плане сооружение представляет собой круг диаметром 365 метров — по числу дней в году. Внутри размещены просторные выставочные пространства. Купол тысячелетия был открыт для публики с 1 января 2000-го по 31 декабря 2001 года — как раз на протяжении спорного периода истинного начала исчисления нового тысячелетия. Тем не менее затраты на возведение и обслуживание выставочного шатра не окупились, что бросило тень и на репутацию архитектора. Споры не утихали и по поводу названия. Куполом принято называть жесткую конструкцию, служащую опорой самой себе, а сооружение Роджерса устроено по иному принципу. Масса кровли едва ли не меньше массы кондиционеров, установленных снаружи. Злые языки даже переименовали детище Роджерса в Палатку тысячелетия.

Кто-то теряет, а кто-то обретает. Больше других выиграли жители близлежащих кварталов — Купол вытеснил с этого места газозаправочную станцию, и чистота воздуха вполне стала отвечать названию района — The O2 entertainment district, — и сегодня, по истечении десятилетия нового тысячелетия, Купол имени его встречи украшает небо Лондона, выступая одним из наиболее примечательных ландшафтно-перспективных видов британской столицы.
Восхищенное инновационным «боуэллизмом» Центра Помпиду руководство страховой компании Lloyd Insurance заказало проект нового офисного здания Ричарду Роджерсу. Комплекс строился с 1978 по 1986 год и стал одной из визитных карточек архитектора. Новый офис Lloyd возведен на месте прежнего здания постройки 1928 года, ставшего тесным и устаревшим. Новый комплекс зданий состоит из трех основных башен высотой 88 метров и трех вспомогательных, по периметру обступающих прямоугольное пространство внутреннего двора. Сверху это патио накрыто стеклянным атриумом, и в итоге вся конструкция достигает почти стометровой высоты. На нулевом этаже располагается зал подписаний, и открытость деловых операций британских страховщиков усиливается стеклянными галереями четырех этажей, сходящихся над этой площадкой. Верхние четыре этажа четырнадцатиэтажного здания имеют прозрачные стены, а планировка каждого этажа задумана модульной и позволяет менять внутреннее пространство простым передвижением перегородок. «Боуэллизм», или «помпидушность», здания заключены в вынесении за его границы лифтовых шахт и кондиционерно-бытовой разводки — так что желаемого результата заказчики добились. То, что здание вышло страшноватым, не беда, ведь профессия страховщика связана с рисками и страхами.

Подарок малой родине

Британский подданный, Роджерс родился по капризу судьбы в итальянской Флоренции. Наверное, зов малой родины стал мотивом очередного высокотехнологичного проекта архитектора — нового общественного центра со станцией скоростного трамвая для Скандиччи. Этот комплекс логически продолжает генплан развития этого города, разработанный его мастерской в 2003 году. Грандиозный по итальянским меркам проект воплощен в стекле, металле и бетоне осенью прошлого года. Рядом с существующим зданием ратуши выросли культурный центр, жилой дом и офисная башня, а расположившаяся по соседству станция скоростного трамвая прикрылась легким прозрачным навесом из металлических солнцезащитных экранов. Трамвай следует до главного флорентийского вокзала Санта-Мария-Новелла.
Построенные объекты обступили площадь, также оборудованную для удобства пассажиров и просто горожан скамейками и зелеными насаждениями. Мощение каменными плитами этого пространства позволяет использовать его для проведения ярмарок, концертов, праздников. В восточной части площади расположился культурный центр, предназначенный для устройства выставок, концертов и конференций. Его размер и свободный план позволяет властям района Скандиччи проводить более крупные и разнообразные культурные мероприятия, чем раньше. С юга подведена линия трамвая с крупной остановкой, примыкающей к шестиэтажному жилому дому. В юго-восточном углу, между культурным центром и домом, выросла офисная башня высотой 31 метр, которая служит визуальным ориентиром для нового комплекса. На нижних этажах всех зданий ансамбля открыты магазины и кафе, что должно обеспечить активную городскую жизнь на площади с раннего утра до позднего вечера.
Проект свеж и «зелен»: для нагрева воды и получения электричества в нем задействована солнечная энергия. Символично зеленой выполнена и крыша культурного центра. Флоренция, в переводе «город цветочный», и так была зелена и оживленна, а теперь в ней прибавилось пространства и возможностей усилить эту живость с процветанием. Таков дар маэстро своей малой родине…

Наградной лист

С 1977 года Ричард Роджерс становится отдельной проектной единицей своего имени — руководит собственной архитектурной мастерской в Лондоне Richard Rogers Partnership. За свои угловатые и аскетичные произведения с середины 80-х архитектор снискал целый поток наград. В 1985 году отмечен золотой медалью Королевского института британских архитекторов (RIBA), в 1991-м удостоен рыцарского звания, в 1996 году стал баронетом (Baron Rogers of Riverside) и получил пожизненный титул пэра. В 2000 году Роджерс стал лауреатом Praemium Imperiale, в 2006-м получил «Золотого льва» за жизненный вклад на Венецианской архитектурной биеннале, в 2006 году удостоен премии Стерлинга, а в 2007-м — Притцкеровской премии за «феноменальную интерпретацию модернистского увлечения зданием как машиной, акцентом на ясность и прозрачность архитектуры, гибкость проектов». В архитектурном сообществе выше уже некуда…
В 1990-е Роджерс обратился к проблемам градостроительства: он опубликовал несколько работ на эту тему, сотрудничал с правительством Великобритании, занимая пост главного советника по городской реконструкции. После провала масштабного проекта Купола тысячелетия (1999 год) репутация архитектора несколько пострадала. Последовали и другие неудачи, его проекты перепланировки районов Лондона и Бирмингема были отклонены по причине высокой стоимости работ. Однако, будучи тесно связанным с лидерами Лейбористской партии (он представляет ее в палате лордов), Ричард Роджерс продолжает считаться одним из влиятельнейших деятелей культуры Великобритании.

От Испании до Японии

Наверняка не случайно в творчестве Роджерса так много официальных объектов, среди которых несколько зданий судебных инстанций и правительственных учреждений. Среди них здание Европейского суда по правам человека в Страсбурге, суда в Бордо и Антверпене и здание Сеннедда (зала обсуждений) парламента Уэльса в Кардиффе. Кроме судебных и административных зданий на счету архитектора технические центры и технопарки, транспортные терминалы и отдельные здания в крупных городах всего мира.
В 2007 году мастерская Роджерса расширила и название, и обороты. Сегодня Rogers Stirk Harbour + Partners имеет свои офисы в Лондоне, Мадриде, Барселоне и Токио. Озвучены договоренности и с российскими заказчиками — например, власти Краснодара жаждут привлечь маститого архитектора для решения градостроительных задач южной столицы России. Поживем — увидим, какими углами и угловатыми формами станет красен Краснодар…

Геннадий Рыбаченко
Журнал «Сибирский дом» №4(76), апрель 2010 г
.


Назад страница 2 Далее