АРХИТЕКТУРА · ИНТЕРЬЕРЫ · ИМЕНА

Баухауз

В 1915 году Вальтер Гропиус был рекомендован на пост директора Художественно-промышленного училища в Веймаре его основателем и бывшим руководителем бельгийцем Генри Ван дер Вельде, интернированным из Германии в качестве гражданина враждебного государства. После беседы с великим герцогом Саксонским Гропиус составил собственные «Предложения по созданию учебного заведения в качестве консультационной организации по художественным вопросам для промышленного, ремесленного и кустарного производства», где был изложен план по реорганизации художественных школ Веймара.
Его проект не был принят, однако после образования свободного государства Саксония-Веймар с Гропиусом были возобновлены переговоры, и в 1918 году его назначили директором Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства и Школы изящных искусств в Веймаре.
В 1919 году благодаря усилиям Гропиуса происходит слияние обеих школ и появление Высшей школы строительства и художественного конструирования «Баухауз» (Bauhause), что в переводе с немецкого означает «дом строительства». Это было революционное по своей направленности художественное учебное заведение, где Гропиусу удалось собрать целую плеяду известнейших архитекторов, художников и скульпторов того времени. Там преподавали архитекторы Людвиг Мисван дер Роэ, Пауль Клее, Иоганн Иттен, Тео ванн Дусбург, Бруно Таут, Эль Лисицкий, венгерский дизайнер Ласло Мохой-Надь, русский художник Василий Кандинский, живописец Лионел Файнингер, скульптор Герхард Маркс и многие другие. В «Баухаузе» были созданы тематические мастерские: керамики, скульптуры (раздельно деревянная и каменная), обработки металла, монументальной (стенная) росписи, росписи по стеклу, столярного дела, театрально декорационного, ткацкого и переплетного дела, типография. Идея Гропиуса была проста — он хотел готовить художников универсалов.

Принцип организации учебно-производственных мастерских «Баухауза» был основан на том, что во главе каждой из них стояло два руководителя — мастер (техническая подготовка Werkleehre) и художник (художественная подготовка Kunstleehre). Преподавание строилось на позициях последовательного функционализма, где все, «что хорошо выглядит, — хорошо функционирует». Студенты и преподаватели полностью отказывались от какого либо декора и орнаментов, от того, что было создано до них и мешало своей привычностью, и создавали собственные произведения только на основе гармонии конструкции, правильного ритма линий и масс, которые бы несли всю основную нагрузку. Во многих вещах конструкция была не столько заложена, сколько подчеркнута, — именно она и была основной декоративной стороной конструктивистского дизайна, с ясной красотой геометрических линий и форм. Преподаватели и студенты в буквальном смысле раскладывали на составные элементы архитектуру и мебель, фигуру человека и оформление интерьеров, чтобы переосмыслить это и постараться собрать все иначе, более рационально и удобно.
Атмосфера, созданная в школе, была настолько демократичной, что здесь приветствовались все формы экспериментов, любые неожиданные, эксцентричные и оригинальные идеи, которые позволили бы найти новое направление в дизайне, подчеркнуть в новинках их экологическую, экономическую и физическую функциональность. В мастерских «Баухауза» велась работа над архитектурными проектами, мебелью, рекламой и афишами, плакатами, посудой из металла и стекла, обивочными тканями и осветительными приборами, одеждой (начиная от повседневной и домашней и заканчивая вечерней и деловой), офисным оборудованием (вплоть до шрифтов на пишущих машинках), логотипами предприятий, обоями и многим другим.

В 1927 году Вальтер Гропиус создал комплект комбинированной мебели для одного берлинского универмага. Это был первый эксперимент по разработке мебели для магазинов с учетом серийного производства. Именно в этот период Гропиус написал: «Историческая миссия архитектора всегда состояла в достижении полной координации всех усилий, направленных на создание физической среды человека».
Целью руководителя «Баухауза» было обеспечить производство дешевых, но высококачественных предметов быта, в том числе предметов мебели и автомобилей. В отличие от традиционных ремесленных училищ Гропиус и его школа работали не над единичными предметами, а над эталоном для промышленного производства, поэтому каждый студент школы владел знанием производственного процесса разрабатываемого им предмета от начала до конца.
Авангардистские действия Гропиуса пришлись не по вкусу консервативному обществу в Веймере — конфликт продолжался несколько месяцев, в результате чего, не желая идти на компромисс, в 1925 году Гропиус был вынужден переехать из Веймера в промышленный город Дессау. Так, в 1925–1926 годах он в сотрудничестве с Адольфом Мейером спроектировал и построил новый экспериментальный комплекс учебных зданий, мастерских и общежитий «Баухауза», который сегодня считается вершиной его идей и одним из самых известных архитектурных проектов в его творческой биографии. Основными достижениями Гропиуса при проектировании этой новой школы считается полное отсутствие декора при четко выявленной конструктивной основе сооружения и тот факт, что разные его части выполнены из разных материалов, что соответствует назначению тех или иных помещений — здание до сегодняшнего дня считается одним из шедевров функционализма.

В 1928 году из за большого консервативных представителей официального искусства Гропиус передал пост директора «Баухауза» Адольфу Мейеру и вместе со своей второй женой Ильзой Франк переехал в Берлин, чтобы продолжать работать в собственном архитектурном бюро. С конца 20 х до начала 30 х годов он являлся одним из самых авторитетных и популярных архитекторов в Германии: по его проектам строились промышленные и жилые дома в Гамбурге, Дрездене, Кельне и Берлине. Его перу принадлежат проекты театра в Йене, жилого квартала в Буэнос-Айресе. Некоторые из его проектов рассматривались и в Советском союзе, например Дворец Советов в Москве, который планировали построить на месте Храма Христа Спасителя.
В 1923–1933 годах он выполнял серию проектов автомобильных кузовов для фирмы «Адлер». В 1929 году ему было присвоено звание доктора Технологического института в Ганновере и он был избран вице-президентом Международного конгресса современной архитектуры, который основал его не менее именитый коллега Ле Корбюзье. Однако же его детище «Баухауз» постигла печальная судьба — после еще одного переезда, на сей раз в Берлин, в 1933 году, в первые месяцы прихода к власти национал социалистов во главе с Гитлером, школа была закрыта как «рассадник гнусного интернационализма», а многие преподаватели и ученики отправлены в концлагеря или убиты.


Назад страница 2 Далее