АРХИТЕКТУРА · ИНТЕРЬЕРЫ · ИМЕНА

Поиск идеального дома

Находясь в поисках идеального дома, Хундертвассер писал: «Каждый рисует свой мир самостоятельно. Сам решает, где жить, с кем жить и самое важное — как жить. Мы создаем собственный дом, наполняем его красками, вещами, запахами, воспоминаниями, надеждами. Порой этот дом великолепен, иногда ужасен, но однозначно неповторим, как неповторим узор на снежинках или листьях. Да пребудут в радости те, кто смог создать что-либо удивительное, новое, вдохновляющее. Да пребудут в блаженстве чудаки, чьи жизни, поступки и творчество помогают проснуться, встряхнуться, отбросить шоры и взглянуть на этот мир иначе...».
При этом экзальтированный романтизм, свойственный творчеству Хундертвассера, органично сочетался с практицизмом. Фасад Дома на Левенгассе выполнен с тем расчетом, чтобы ни дожди, ни ветры, ни другие погодные условия в течение долгого времени не смогли оказать свое губительное воздействие. В то время, когда шли работы по отделке, Хундертвассер настоял, чтобы цветная штукатурка была изготовлена и наложена вручную. То же можно сказать и об остальных деталях — керамических плитках, конусах, колоннах, создающих теплую, домашнюю атмосферу.

После успеха Hundertwasserhaus Фриденсрайх еще активнее погрузился в архитектурные разработки, создав многочисленные проекты экологически совершенных построек, украшенных яркой, фирменной хундертвассеровской графикой. Он придумал собственную художественную философию, подробно изложенную в книге «Манифест замшелости против рационализма в архитектуре» и сборнике эссе «Прекрасные пути. Мысли об искусстве и жизни».
Эта философия представляет собой своеобразный и многоликий гимн декоративности и орнаментализму. В самом деле, художника можно упрекнуть в чем угодно, но только не в академической строгости. Если лаже очень внимательно рассматривать его работы, то найти место, фрагмент, мотив, где он повторяется, просто невозможно. Кажется, любое состояние, психическое либо эмоциональное, имеет у него собственное уникальное воплощение. Понятие красоты в творчестве художника-мечтателя очень обширно. Он не считал зазорным браться за любую работу. С удовольствием разрабатывал дизайн жетонов для казино, телефонных карточек, почтовых марок и плакатов, а также флагов для Новой Зеландии и стран Ближнего Востока, выпустил коллекцию авторской посулы, Библию с собственными иллюстрациями; параллельно разрабатывал дизайн «Боинга 757». Китайские телефоны также заимствуют идеи дизайна у Фриденсрайха. Строил летние деревни, рынки, оформлял книжные обложки. Первым среди европейских художников Хундертвассер вдохновил японских скульпторов по дереву, создавших по его образцам резные скульптуры. Его произведения щедро разбросаны по миру. В Токио, например, установлена инсталляция «Памятник часам XXI века»; на вокзале Лиссабона вы непременно остановитесь перед грандиозным панно из изразцов «Погружение Атлантиды»... Можно брать географическую карту и смело ставить крестики: Мехико, Монреаль, Торонто, Брюссель, Будапешт, Ганновер, Бруклин, Мэриленд... Впрочем, Хундертвассер никогда не был в России, Украине и других странах СНГ. Интересно, как бы он отнесся к нашей экологии?

Для себя он строил виллы в Нормандии, Венеции, Австрии и Новой Зеландии — по всему миру. Некоторые из этих вилл так и не увидели своего хозяина — слишком непостоянным и противоречивым был характер нашего героя. На крыше Музея современного искусства в Вене Хундертвассер возвел пентхауз, где проходила его частная жизнь, не менее эпатажная, чем у Энди Уорхола или Джона Леннона. Несмотря на все свои выходки, к которым традиционно приохотилась желтая пресса, Фриденсрайх усматривал в живописи родство с религией, а себя видел в роли священнослужителя, жреца. Художник, получая стимулы извне, чувствует неведомую силу, которая водит его рукой. Хундертвассер не признавал расхожих уличений в малообразованности или недостатке перфекционизма. «Я хочу, чтобы меня звали волшебником, кудесником, чем-то в этом роде», — заявлял он. Странный, вычурный симбиоз магии, язычества и вседозволенности...

В Вене есть еще одно необычное здание, спроектированное архитектором-волшебником. Этот дворец с волнистыми стенами и трубой в форме нарядной елочной игрушки кажется выполненным в фирменном стиле Хундертвассера. Сюда даже заглядывают экскурсии. Туристы, видящие объект впервые, думают, что это телебашня. Внутри же расположился... завод по переработке мусора, ставший одним из важнейших экологических проектов Фриденсрайха. Здесь сжигают отходы, а полученную энергию превращают в электричество, озаряющее вечернюю Вену огнями. Экологически безопасное производство, никакого вреда природе...
Бурная деятельность Хундертвассера, направленная на разрешение проблем экологии, не осталась без внимания официальных чинов. Он был удостоен Почетной золотой медали столицы Австрии и золотой медали земли Штирия; с последней его связывал один из самых громких проектов. Несколько десятилетий назад в местечке Бад Блюмау на юго-востоке Австрии открыли два минеральных источника. Было решено построить здесь хорошую оздоровительную туристическую базу. Дизайн рекреационного центра доверили Фриденсрайху. Всего лишь несколько фирменных штрихов — и Бад Блюмау изменился до полной неузнаваемости, превратившись в уникальное, игрушечное произведение искусства. Важным элементом архитектурного стиля Хундертвассера становится обилие больших и малых колонн разной формы, назначения, разной эстетической нагрузки. «Колонна архитектуры, — записывает художник. — Рядом с колонной чувствуешь себя так же хорошо, как рядом с деревом. Колонна должна быть такой, чтобы оставаться неожиданно красивой и многоцветной и при дожде, и в лунном свете». Несколько корпусов отеля были созданы в знакомой сказочной манере, любимой одними и раздражавшей других. Окошки домиков — разных размеров и форм — бессистемной россыпью оживляли и без того забавные фасады. Все здания, согласно эстетике Фриденсрайха, были вписаны в причудливый местный ландшафт, крыши строений прорастали травой и кустами; дома Бал Блюмау точно выглядывали из-под земли, не нарушая ее естественного покрова. Так был воплощен — в очередной раз — принцип гармоничного союза человека и природы, который Хундертвассер проповедовал на словах и реализовал на деле.

В чем же заключается этот принцип? По Хундертвассеру, каждый должен иметь возможность строить, и пока этой свободы не существует, современную архитектуру нельзя считать искусством. Всякий должен иметь возможность проектировать и нести ответственность за те четыре стены, в которых он обитает. «Сегодня мы живем в хаосе прямых линий, — пишет художник в одном из своих эссе. — Если не вериге — сосчитайте все прямые линии, что вас окружают. Прямые линии связывают нас, как пленников в тюрьме, и от этих пут необходимо избавляться. Прямая линия безбожна и безнравственна. Прямая линия — это не линия творчества, это — линия подражания».
Хундертвассер энергично подчеркивал необходимость заключения мирного договора с природой, которая является вышестоящей силой и от которой зависит человек. Этот мирный договор включает некоторые императивы; например: мы должны учить язык природы для того, чтобы понимать ее; мы должны вернуть природе территории, которые человек незаконно использует и над которыми совершает насилие; мы только гости у природы и обязаны вести себя подобающим образом. Благоденствие может быть создано только нашими собственными руками в гармонии с творческим потенциалом природы.
«В природе нет зла, — пишет Фриденсрайх. — Зло приходит только от человека. Человек думает, что он должен исправить природу, и в этом его непоправимая ошибка. Человек должен не разрушать, а сохранять естественный пейзаж насколько это возможно. И ручей, и река, и болото должны быть неприкосновенны, и оставаться в том же виде, в каком были созданы Богом. Все, что лежит под небом, — принадлежит природе».
Последние годы жизни художник провел в Новой Зеландии. Смерть настигла его 19 февраля 2000 года на борту лайнера «Королева Елизавета». Он похоронен под любимым важный элемент деревом, оставив нам в наследство воплощенное богатство своей фантазии, завещая беречь и любить этот мир, который сам хорошо знал и исколесил вдaоль и поперек.

www.piplz.ru


Назад страница 2 Далее