Наиболее ярко архитектурный потенциал объёмно-блочной системы был продемонстрирован в выставочном жилом доме «Habitat – 67″ на международной выставке Экспо – 67 в Канаде арх. М. Сафди и ствольно-обьёмно-блочном многоэтажном доме «Накагин» в Токио 1972 г. арх. К. Куракава.
Конструктивный структурализм решений многоэтажных здании консольно-ствольной системы с мощной пространственной конструкцией консоли в нижней зоне ствола нашел органичное воплощение в проектах молодёжного комплекса под Туапсе и административного здания в Тольятти арх. А. Белоконя, офиса фирмы Оливетти во Франкфурте-на-Майне арх. Э. Айерман, офиса фирмы BMW в Мюнхене с тектоничной несущей системой из четырех монолитных стволов.
Однако, наиболее плодотворной областью конструктивного структурализма стало проектирование крупных общественных зданий с большепролётными пространственными покрытиями преимущественно железо- бетонными зальных помещений. Особенно ярко конструктивный структурализм проявился с конца 1940-х по 1960-е гг. Самые интересные произведения структурализма этих лет принадлежат итальянцу П.- Л. Нерви и французу Р. Саржеру.
Нерви и Саржер первый – по базовому образованию инженер, второй – архитектор создали выдающиеся сооружения, скомпонованные с применением тонкостенных железобетонных оболочек, куполов и складок. Хотя такие конструкции получили применение в строительстве уже в 20-е гг., но подлинную выразительность, не только в качестве конструктивной, но и архитектурной формы, они получили в творчестве названных мастеров.
С их деятельностью связано создание образов современных спортивных, выставочных, торговых, транспортных сооружений, скомпонованных на основе гармонизированной формы конструкции большепролётного покрытия. Наиболее известны в этом ряду такие произведения Нерви, как Малый олимпийский дворец палаццетто делла спорт в Риме, главный выставочный зал и Дворец труда в Турине, в творчестве Саржера – крытый рынок в Ройане и собор в Алжире. Даже широко тиражированный образ зрелищно-спортивного сооружения – «чечевица» или «летающая тарелка» здания цирков в Сочи, Казани и др.городах, в которых нижняя оболочка – чаша, несущая трибуны зрительских мест, а верхняя – пологий купол покрытия, ведёт свое происхождение от спортивных сооружений Р. Саржера.
Работами П.- Л. Нерви, которые стали классическими примерами комплексного решения технических и эстетических задач при решении несущих конструкций, являются корпус конференц-залов в комплексе сооружений ЮНЕСКО в Париже 1958 г и Малый дворец спорта в Риме арх. А. Вителлоцци построенный к Олимпийским играм в 1957 г.
В композиции здания конференц-залов решающая роль принадлежит двухпролётной складчатой железобетонной раме пространственной конструкции, которая образует несущие наружные стены и покрытие залов. Таким образом складчатая рама, совмещая функции несущей и ограждающей конструкции здания, формирует объёмную композицию здания и его интерьеры.
Хотя ко времени строительства комплекса ЮНЕСКО складчатые конструкции были хорошо изучены и применялись не один десяток лет, они оставались несвободны от ряда архитектурно-композиционных недостатков: форма складок сугубо жестка и геометрична, а их масштаб, обычно совпадающий с масштабом обьёмной формы зданий, в интерьерах -выпадает из масштаба, оказывается излишне крупным. Нерви преодолел эти недостатки, применив несущую конструкцию в виде двухпролётной рамы с монолитной диафрагмой жёсткости.
Диафрагма жёсткости, располагающаяся со стороны сжатого сечения складки, меняет своё расположение зеркально по отношению к эпюре моментов в раме. Благодаря этому Нерви получил предусмотренный им композиционный эффект. Диафрагма, благодаря её переменному положению позволила в большом конференц-зале менять глубину складок, получать живую светотень.
В малом зале, размещённом в меньшем пролёте рамы, сжатая зона конструкции покрытия полностью проходит по его нижней зоне. Соответственно в интерьере малого зала, масштабу которого размеры складок не соответствуют, они не выявлены, но криволинейная поверхность диафрагмы, образующей потолок зала, придает индивидуальный характер его интерьеру.
Таким образом, сложившееся к 50-м гг.виртуозное владение новой конструктивной формой, позволило выдающемуся инженеру решить чисто композиционные задачи, используя новые выразительные средства.
Малый дворец спорта – круглое в плане здание с центральной ареной и кольцевым расположением зрительских трибун на две тысячи мест. Зал перекрыт пологим тонкостенным ребристым железобетонным куполом пролётом 59,2 м со стрелой подъёма в 18 пролёта. Сборномонолитный купол опёрт на 36 наклонных Ч – образных опор, передающих вертикальную нагрузку и распор от купола на предварительно напряжённое железобетонное фундаментное кольцо.
В интерьере зала главенствует кессонированная поверхность купола. Ромбические и треугольные кессоны образованы системой криволинейных ребер, идущих к опоре с переменным ритмом, обеспечивающим увеличение размеров кессонов к опоре, где рёбра по четыре собираются в пучки, освобождая пространство для устройства проёмов бокового освещения зала. В вершине купола устроен обрамлённый кольцевым ребром проём для верхнего света.
Сборномонолитная конструкция купола состоит из заранее отформованных тонкостенных, имеющих пространственную форму армоцементных скорлуп и основного монолитного слоя железобетона. Армоцементные скорлупы выполняют и роль оставляемой опалубки монолитного слоя купола и работают с ним совместно, будучи связанными с ним многочисленными арматурными выпусками. Благодаря применению армоцементных скорлуп Нерви удалось решить ряд инженерных задач упрощение построечных работ, уменьшение расхода конструктивных материалов и пр., получить изысканный рисунок и тонкую профилировку кессонов.
Не менее выразителен и внешний облик Палаццетто. Эта выразительность достигнута Нерви за счёт отступления от сложившихся решений композиции зданий с купольным покрытием. Обычно распор купола передают на кольцевую балку, опёртую на ряд расположенных по наружному периметру стоек, воспринимающих вертикальную нагрузку от покрытия. При этом наружные стены, освободившиеся от нагрузки с покрытия проектируют не несущими, и чаще всего в виде стеклянного витража, форма которого достаточно тривиальна и маловыразительна.
Нерви ушел от этой традиции, поместив опорное кольцо ниже уровня земли, и связав купол с опорным кольцом наклонными Ч-образными опорами. Благодаря этому приёму композиция Палаццетто приобрела тектоничность и индивидуальность. Благодаря выносу на фасад наклонных опор, невыразительный стеклянный витраж наружных стен ушёл в глубокую тень за этими опорами.
Близкий Палаццетто архитектурный образ был создан Р. Саржером в 1955 г. при проектировании совместно с арх. Л. Симоном и А. Морриссо здания крытого рынка в Ройане Франция. Круглое в плане здание рынка диаметром 50 м. покрыто волнистым пологим куполом из 13 сопряжённых железобетонных оболочек параболоидного типа, опёртых по внешнему контуру на расположенные шагом 12 м 13 низких опор, связанных фундаментным кольцом. Наружные края оболочек образуют большой консольный свес над стеклянными наружными стенами, создавая красивую светотень и частично солнцезащиту фасадов.
Как и в Палаццетто в вершине купола устроен фонарь верхнего света.В дополнение к этому вдоль продольной оси каждой из тринадцати оболочек предусмотрены длинные щелевые светопроёмы. Рынку в Ройане присущ исключительно целостный внешний образ и гармоничный интерьер, достигнутые творческим подходом к конструктивному структурированию композиции.
То обстоятельство, что грань между возможностью достичь гармонии при органичном применении новой конструкции или потерпеть неудачу при учёте какого-либо одного фактора, доказывает проект Р. Саржера с арх.Сабийот и Гароде крытого рынка для Нантерра. Саржера увлекла техническая идея скомпоновать из параболоидных оболочек двоякой кривизны аналогичных применённым в Ройане не купольное, а кольцевое сооружение с круглым небольшим атриумом.
Это позволило увеличить диаметр сооружения до 80 м, расположить опоры 16 составляющих покрытие оболочек по периметру внутреннего двора, соединив их фундаментным кольцом, консолировать оболочки вынос консоли 25 м и подвесить к их фасадному краю каркас витража наружных стеклянных стен. В связи с переменной кривизной оболочек к фасадной поверхности они подходят плоским краем. Поэтому внешний облик здания рынка получил банальную форму стеклянного цилиндра с плоским железобетонным карнизом, а богатая пластическая форма покрытия осталась композиционно не востребованной.Таким образом, решая несомненно интересную техническую задачу, авторы проекта проиграли в композиции.