АРХИТЕКТУРА · ИНТЕРЬЕРЫ · ИМЕНА

Русский ретроспективизм. Развитие стиля

Развитие стиля

В Петербурге архитекторы А. Е. Белогруд и В. А. Щуко для формирования фасадов доходных шестиэтажных домов иногда использовали большой палладианский ордер, гипертрофируя его до размеров многоэтажного здания. Характерным примером этого является фасад доходного дома на Большом проспекте, 77 Петроградской стороны, построенного в 1910-е годы архитектором А. Е. Белогрудом (1875—1933 гг. ). Это монументальное шестиэтажное здание с полуколоннами большого ордера, декоративным аттиком и статуями на нем над каждой колонной.

Лучший же образец доходного дома с палладианской трактовкой фасада создал архитектор В. А. Щуко на Каменноостровском (Кировском) проспекте, 65 (около 1910 г. ). Фасад дома составляет замкнутая система огромных трехчетвертных колонн композитного ордера на высоком цокольном этаже с сильно раскрепованным антаблементом, в который вписан последний, шестой, этаж. Между колоннами мастерски вкомпонованы эркеры, что подчеркивает назначение здания для жилья. Доходные дома, созданные А. Е. Белогрудом и В. А. Щуко,— примеры творческого воспроизведения незавершенного творения А. Палладио — лоджии дель Капитанио в Виченце.

Другим примером творческого преобразования палладианских приемов в Петербурге является дом С. С. Абамелек-Лазарева на Миллионной (ныне Халтурина) улице, 22—24 (1913— 1915 гг. , арх. И. А. Фомин); фасад его со стороны р. Мойки с коротким ритмом коринфских пилястр большого ордера навеян созданным А. Палладио палаццо Вальмарана.
Интересными образцами искусной интерпретации форм и композиций архитектуры итальянского Возрождения являются некоторые петербургские здания. Так, в 1911 —1912 гг. на Невском проспекте, 21 для торгового дома Ф, Л. Мертенса архитектором М. С. Лялевичем (1876—1944 гг. ) было построено здание с эффектным трехарочным фасадом с классическими колоннами. В этом здании архитектор умело сочетал современную структуру и железобетонные перекрытия с ретроспективным его обликом.
В 1915 г. архитектор М. М. Перетяткович (1872—1916 гг. ) на Большой Морской (Герцена) улице, 15 создал тяжеловесное здание Русского торгово-промышленного банка с торжественной колоннадой, вознесенной на очень высокое рустованное основание. Фасад его запечатлел оригинальную попытку новаторского использования палладианских приемов для создания представительного общественного здания.

Еще более оригинальным предстало в 1911 —1912 гг. , другое банковское здание, выстроенное М. М. Перетятковичем на Невском проспекте, 7/9; это дом Вавельберга. Композиция его фасада словно навеяна обликом венецианского Дворца дожей и является примером поиска творческого стимула в более отдаленном по времени наследии.
То же прослеживается при рассмотрении облика доходного дома, выстроенного на площади Льва Толстого в 1913—1917 гг. архитектором А. Е. Белогрудом. Башни, фланкирующие фасад со стороны площади, гладь стен и каменные обрамления проемов, часть которых имеет стрельчатое очертание,— все это ассоциируется со средневековой западноевропейской романской архитектурой.

В 1910-х годах строительство велось в основном в столице, а в Москве и других городах сооружалось немного зданий, из которых выделяется яркое произведение архитектора А. И. Таманяна в Москве — дом Щербатова на Новинском бульваре (ныне ул. Чайковского, 11; 1911 —1913 гг. ). Одним лишь сооружением автор сформировал торжественный ансамбль, сочетав части доходного дома в форме двутавровой композиции в плане с разновысокими корпусами и курдонерами. Ансамбль дома Щербатова по архитектурной выразительности представляет собой оригинальный пример неоклассицизма. Другим интересным и поучительным примером того же стилистического направления является здание Киевского вокзала (1914—1917гг. ) в Москве, построенное по проекту архитектора И. И. Рерберга (1869—1932 гг. ) при участии В. К. Олтаржевского. Асимметричное здание с высокой часовой башней обогащено сдержанно выраженными классическими элементами, колоннадами, портиками, подсказанными русским классицизмом XIX в.

Значительным произведением неоклассицизма в Москве является здание Музея изящных искусств (1898 —1912 гг. ), возведенное архитектором Р. И. Клейном (1858—1924 гг. ). В его многоколонном торжественном фасаде использован греческий ионический ордер (типа Эрехтейона) в наибольшей чистоте. Это музейное здание с большими залами, оборудованными фонарями верхнего света, рассчитано на интенсивную посещаемость, что обусловило его тщательную функциональную организацию. Обращение к архитектурным формам общественных сооружений античности позволило Р. И. Клейну зданию нового назначения придать представительный характер. Верный своей приверженности к древнегреческим ордерам, Р. И. Клейн в 1914 г. выстроил в Москве одно из первых в России специальных зданий для кинематографа «Колизей».

Из построек неоклассицистического направления на периферии следует отметить: театр имени Ф. Г. Волкова в Ярославле (1909—1911 гг. , арх. Н. А. Спирин) ; Педагогический музей в Киеве (1911 —1913 гг. ), созданный архитектором П. Ф. Алешиным (1881 —1961 гг. ).
В начале XX в. строительство небольших особняков в городах и загородных или пригородных усадеб резко сократилось, причем здания эти уже не отличались прежним размахом и изысканностью. Наряду с особняками, создававшимися в характере модерна, их иногда строили в духе неоклассицизма.

Таким примером может служить особняк Т. В. Белозерского (1913—1914 гг. ) в Петербурге на Дворянской (Куйбышева) улице, 25, построенный архитектором А. А. Олем (1883—1958 гг. ). Фасад этого особняка с пилястровым портиком большого ордера не оставляет сомнения в источнике вдохновения — это был русский классицизм конца XVIII в.
Одним из замечательных примеров роскошной пригородной усадьбы является дворец А. А. Половцева на Каменном острове (набережная Большой Невки, 22) в Петербурге (1912—1913 гг. ), созданный архитектором И. А. Фоминым в лучших традициях русского классицизма. Дворец и по композиции плана с курдонером, и по трактовке фасадов — с колоннадами, охватывающими парадный двор, и по красоте интерьеров представляет собой блестящий образец неоклассицизма в палладианс-кой трактовке, созданный выдающимся его представителем И. А. Фоминым, так и не успевшим завершить великолепный замысел грандиозного ансамбля «Новый Петербург» на острове Голодай в Петербурге.

В 1917 г. , когда началась новая эра в истории народов России и всего мира — эра социализма, все крупнейшие архитекторы предреволюционной России: А. Е. Белогруд, И. А. Фомин, В. А. Щуко, А. В. Щусев, А. И. Таманян, П. Ф. Алешин, Ф. О. Шехтель и многие другие приступили к плодотворной деятельности по созданию советской архитектуры. Но ретроспективизм как стиль продолжает своё существование и сейчас.


В. И. Пилявский, А. А. Тиц, Ю. С. Ушаков


Назад страница 2 Далее