АРХИТЕКТУРА · ИНТЕРЬЕРЫ · ИМЕНА

Венецианская школа. Архитектура Венеции.

Происхождение Венеции

Архитектура Венеции - самый дорогой в мире архитектурный конструктор. Венецианцы - самые респектабельные грабители Европы, они скомпилировали из своих трофеев поистине гениальную и неповторимую архитектурную культуру. Эта культура гиперэклектична, в ней объединены такие формы, каких при размеренном ходе истории и последовательном формировании стилей никогда бы не встретилось.
Само происхождение Венеции и условия существования в средневековой Европе стали предтечей возникновения этого нереального города и его культуры.
Венеция (Venezia) - город-сказка, город-мечта, чудо, возникшее на островах лагуны в северной части Адриатического моря. Старинное русское слово «веницейский» (через франц. Venise - Венеция) несет в себе именно такой смысловой оттенок.
Происхождение этого итальянского города и его удивительного искусства имеет, прозаические причины. В 452 г. жители области Вёнето, спасаясь от нашествия гуннов под водительством Аттилы, укрылись на островах. Только там они могли чувствовать себя в безопасности. В то время как другие скрывались за высокими крепостными стенами, будущих венецианцев спасла вода, отсутствие дорог и мостов. Северо-восточная Италия со второй половины 2-го тысячелетия до н. э. была населена племенами венетов, или энетов (лат. veneti). Позднее, в XIII в. появилось название «Венеция». В эпоху господства Древнего Рима здесь существовало несколько городов: Аквилея (лат. Aquileja - «Влажная», осн. в 181 г. до н. э.), Опитергий (Opitergium), Тарвизий (Тревизо), Альтин (Altinum, теперь - Альтино), Патавий (Падуя). Римляне называли венетов иллирийцами (лат. Illyricus), что означало также «вновь пришедшие, иноземцы». Город Венеция строился в IX-XIII вв. на островах, отделенных четырехкилометровым проливом от материка, и в двух километрах от открытого моря. В городе не было набережных, дома и переулки выходили прямо к воде, люди передвигались на узких и юрких черных с позолотой лодках - гондолах (итал. gondola от gonger - морской угорь). Изогнутый змеей Большой канал (Canal Grande) длиной 3,8 км разрезает город на две части, в него впадают 45 малых каналов. Землю, вынимаемую при строительстве каналов, венецианцы использовали для укрепления берегов 118 островков, соединенных 350 мостами.

Пейзаж Венеции - это камень, вода и солнце; в нем нет зелени, но город живописен благодаря извилистости каналов и узких улочек, разнообразию красок и декора зданий, игре солнечных бликов на воде и густым теням под мостами. Однако в лабиринте венецианских переулков и тупиков легко заблудиться. Полюбивший Венецию П. Муратов написал, что все это «напоминает давний, забытый сон». Город историчен, а «нынешняя Венеция - только призрак былой жизни, и вечный праздник на Пьяцце - только пир чужих людей на покинутом хозяевами месте. Прежняя Венеция жива лишь в дошедших до нас произведениях ее художников». И действительно, необычное чувство праздника, сказочного сна в сочетании с грустью и даже растерянностью не покинет вас до тех пор, пока вы не переправитесь обратно на «твердую землю» (итал. Terraferma). Любопытна еще одна этимологическая версия: латинское слово venetum означает - синева, лазурь; venetus - цвета морской воды, голубой, лазоревый. В VII в. центром венецианских владений на суше был город Равенна, но к середине VIII в. границы Венеции снова сузились до островов лагуны. Уникальное географическое положение Венеции на перекрестке морских дорог между Западом и Востоком способствовало ее быстрому подъему. Разбогатев на морской торговле, а то и просто на пиратстве, венецианцы стали агрессивны. Они овладели значительными территориями на побережье Адриатического моря, в 1489 г. - островами Кипр и Крит. До 805 г. Венеция входила в состав Византийской империи, что оказало существенное влияние на формирование ее художественных традиций, а затем и искусства всего Итальянского Возрождения.

Наиболее древние постройки сохранились на острове Торчелло (Torcello от torre - башня), название которого свидетельствует о настроениях беженцев с континента. Трехнефный собор Санта Мария Ассунта (Santa Maria dell'Assunta - Вознесения Св. Марии) был начат в VII и закончен в XI в. Он представляет прекрасный образец сурового романского стиля, венецианцы называют его «венето-византийским» (veneto-bizantina). Церковь Санта Фоска (Santa Fosca; итал. fosca - сумрачная; XI-XII вв.) носит еще более византийский характер, она построена в виде «греческого креста» с характерными для византийской архитектуры аркадами первого яруса на мраморных колоннах. Её купол не сохранился. Невдалеке от входа, под открытым небом, находится мраморный «Трон Аттилы» (V в.), вероятно, кресло епископа. Его название связано с памятью о нашествии гуннов на материк. На острове Мурано расположена базилика романо-византийского стиля с красивыми беломраморными аркадами двух ярусов апсидной части - Санта Мария э Донато (XII в.). Остров Мурано знаменит тем, что с XIII в. во избежание пожаров сюда стали переводить из города стеклодувные мастерские, составившие впоследствии славу венецианского стекла. С 811 г. резиденцией венецианского дожа (венец, doge - герцог) стал остров Риальто, пересекавшийся широким протоком (итал. Rioalto от лат. rivus altus - «проток глубокий). Теперь этот проток называют Большим каналом, а словом «Риальто» - старинный мост через него. В 828 г. в Венецию из Александрии хитростью перевезли «нетленное тело» евангелиста Марка, и тогда у города появился свой небесный покровитель и, следовательно, независимость от Константинополя. По легенде, евангелист Марк, возвращаясь морем из Аквилеи, был застигнут бурей и спасся на одном из островков венецианской лагуны; во сне ему явился Ангел и сообщил, что здесь он когда-нибудь обретет вечный покой. Крылатый лев - символ евангелиста Марка - с тех пор стал гербом Венеции. В XI в. венецианцы стали полными хозяевами Адриатического моря, невиданно разбогатели и обрели свой особенный вкус к жизни, определивший своеобразие венецианской художественной школы. (Стоит также заметить, что должниками венецианских купцов были монархи крупнейших стран Европы, так что влияние их было огромно. Венецианцы создали огромную финансовую империю, и ни одно крупное предприятие, будь то война или глобальное строительство не обходились без высокодоходных венецианских инвестиций; главным конкурентом Венеции в отношении экономического и политического влияния была Генуя). Венецианцы задумали возвести новую базилику Св. Марка «невиданной красоты и роскоши». Храм строился с 1063 г. вплоть до XVI в. и назывался собором, хотя официально таковым не был. В его облике воплотился «дух дивной роскоши Востока», характерные черты византийской архитектуры и даже арабского искусства, хорошо знакомого венецианским торговцам и мореходам. Это своеобразие отражено в стихотворных строках Дж. Г. Байрона:

Вот храм Святого Марка. Он
 украшен россыпью колонн
из яшмы, мрамора, порфира - 
Богатой данью полумира.

Причудлив и могуч собор:
 Восточный каменный узор
И минарет, ввысь устремлённый,
И купола... Скорей мечеть,
Чем церковь, где перед Мадонной
 нам надлежит благоговеть..
.

Собор распланирован в форме «греческого креста», имеет пять куполов, похожих на восточные чалмы, пять перспективных порталов, около пятисот колонн, привезенных из разных мест; украшен множеством готических башенок, скульптурой и орнаментом (XVI в.), мозаиками в люнетах и конхах перспективных порталов, в интерьерах (XII-XIII вв.), где все залито золотом и синевой смальт. Кроме золота и смальты, в нижней части стен применена облицовка разноцветным, с разводами, мрамором.
Алтарная преграда высечена из темно-красного веронского мрамора. Баптистерий с мозаиками XIV в. встроен внутрь собора. Мощи Св. Марка были спрятаны в одной из опор старого Дворца Дожей, в 1094 г. обнаружены - «обретены» повторно, ныне покоятся под главным алтарем, который украшает знаменитый «Пала д'Оро» (итал. Pala d'Oro - «Золотой Алтарь»). Это огромное ювелирное изделие из золота, эмалей и драгоценных камней, в основной части выполнено византийскими мастерами в X в. В сокровищнице - Сакристии - собора Сан-Марко хранятся уникальные изделия церковного обихода, шедевры византийского искусства (прим. Большинство из этих шедевров было вывезено венецианцами во время финансируемых ими нашествий на Константинополь). Площадь перед храмом была городским центром, где проводились все торжественные церемонии. На трех огромных флагштоках, установленных здесь в XVI в., развевались яркие флаги. В юго-западный угол собора вмонтировано изображение Тетрархов (четырех соправителей Римской империи) - барельеф из темного порфира (IV в.), получивший название «Quattro Mori» («Четыре мавра»). Рядом с собором - Дворец Дожей (итал. Palazzo Ducale - «Герцогский дворец»). В нем расположен музей, во дворе - также знаменитая в истории «Лестница гигантов» со статуями работы Я. Сансовино, изображающими Марса и Нептуна, - олицетворения могущества города (1554). В 1127 г. венецианцы привезли из Сирии (во время Крестового похода, также финансируемого венецианцами) три гранитные колонны; одна из них утонула при выгрузке, две другие в 1172 г. были поставлены у Дворца Дожей, у самого берега. На вершине одной - бронзовое изображение крылатого льва (сасанидское произведение IV в.); на другой - мраморная фигура Св. Теодора (Феодора, считавшегося покровителем Венеции до Св. Марка). Фигура стоит на крокодиле (символе вод) и скомпонована из торса римского полководца и головы Митридата Понтийского (II в.). Это не курьез, а иллюстрация метода: так и венецианская архитектура собиралась из разнородных элементов. В 1095 г. венецианцы предоставили свои корабли для Первого Крестового похода.

Страница 1 Далее