АРХИТЕКТУРА · ИНТЕРЬЕРЫ · ИМЕНА

Традиционная архитектура Чёрной Африки. Проникновение арабской культуры

Проникновение арабской культуры

Проникновение в страны Западного Судана в XI—XIV вв.арабской культуры привело к появлению своеобразного стиля культовых сооружений, сочетавшего в себе традиционные приемы арабской храмовой архитектуры с местной строительной техникой и декором.
Характерна мечеть Санкоре в Томбукту. Планировка ее очень близка планировке классических средневековых мечетей Северной Африки. К её обширному двору с восточной стороны примыкает большой гипостильный зал с тремя рядами колонн и с михрабом в восточной стене. Конструктивное и художественное решение интерьера мало чем отличается от североафриканских мечетей. Но если для большинства арабских стран характерно решение михраба в виде ниши, то в Санкоре он решен в виде полуконической башни, играющей важную роль в силуэте здания. Такой тип решения михраба, очевидно, определялся строительной техникой Западного Судана. Тонкая глинобитная стена не позволяла устроить михраб обычного типа.

Главным композиционным элементом суданских мечетей являются глухие глинобитные башни, более или менее плавно сужающиеся кверху четвериками.В зависимости от размера и места в композиции здания башня завершается либо прямоугольной, либо полуцилиндрической глинобитной конструкцией. На углах верхней площадки обычны заостренные глинобитные зубцы. Иногда башни имеют надстройки в виде цилиндро-конических заостренных башенок, повторяющих каменные верхушки переднеазиатских минаретов и в то же время генетически связанных с глинобитными выступами и зубцами традиционной суданской архитектуры. Особенно характерна для Западного Судана обработка стенок башен рядами деревянных кронштейнов, хотя и появившихся как чисто конструктивная деталь, однако своеобразно оживляющих вид здания. Замечательна глинобитная башня минарета мечети Санкоре в Томбукту. В массивных формах этого многоярусного сооружения нетрудно увидеть продолжение традиций храмовой архитектуры Передней Азии, традиций, через минареты Самарры восходящих, может быть, к вавилонским зиккуратам. Но здесь эти традиции переосмыслены и полностью подчинены местной строительной технике и архитектурным канонам.

Для гражданского и храмового строительства Западного Судана характерен прямоугольный заглубленный портал, служащий вместе с ложным порталом главным средством архитектурного членения и декоративной обработки фасадов.Так, южный фасад мечети Санкоре в Томбукту расчленен тремя настоящими и тремя ложными порталами.Их асимметричное расположение подчинено общей композиции здания, центром которой является могучий массив минарета, слегка сдвинутого к востоку от середины фасада.
Более длинный западный отрезок стены уравновешивается четырьмя вырубленными в ней порталами и башней михраба на заднем плане. Характер членения разнообразен, отрезки стены то смотрятся в виде мощных пилонов, то утончаются и приобретают вид легких контрфорсов. Стены мечети увенчаны двумя рядами зубцов, подчеркивающих живой облик фасада.

Развитие экономики и рост политического значения государств Судана привели в позднем средневековье к появлению огромных городов с числом жителей до ста и более тысяч человек, Этому соответствовал высокий уровень развития фортификационных сооружений. Мощными крепостными стенами были обведены такие города, как Кано, Зария, Кацина. Стены Кано при высоте в 7—8 м достигали длины в 27 км, стены Зарии —16 км. Хотя сырцовые стены суданских городов не могут соперничать с каменными укреплениями крупных античных и средневековых европейских городов, но они были весьма монументальными сооружениями. Главные ворота Кано представляли собой башню около 20 м высотой.

В эпоху позднего средневековья на территории современной Нигерии образовалось крупное государство Бенин, созданное народом бини из языковой группы эдо. Уже в конце XV в., когда европейцы впервые познакомились с этой страной, в ней развивалась одна из наиболее выдающихся и самобытных африканских цивилизаций с высокой городской культурой. Города возникали на пересечениях главных торговых путей и были торговыми и культурными центрами. Особенный интерес представляет столица страны, Великий Бенин (местное название—Эдо), без сомнения, один из замечательнейших городов той эпохи. Записки путешественников и археологические раскопки позволяют восстановить облик больших архитектурных ансамблей, украшавших столицу Бенина. Но прежде чем говорить о них, остановимся на гражданской архитектуре родственного бини народа йоруба, знакомство с которой позволит понять существо бенинской архитектуры.

Государство Бенин находилось в зоне влажного тропического леса, Йоруба — в зоне лесистых саванн. Господствующий тип жилища — прямоугольные дома с двух- и четырехскатными крышами. Стены домов приземисты, и на них опираются высокие и массивные кровли, покрытые листьями и соломой. Характерной чертой домов Йоруба являются веранды на массивных деревянных столбах и имплювиумы —водосборные бассейны в открытых внутренних дворах. Многосемейные дома Йоруба представляли собой весьма значительные сооружения. Типичная усадьба Йоруба (по плану, воспроизведенному Фробениусом)— замкнутая глинобитная постройка, прямоугольная в плане, общими размерами 23 X 40 м. С улицей она сообщается посредством единственной двери. Большую часть площади занимает обширный передний двор, куда выходят двери девятнадцати вытянутых по его периметру комнат. По всем четырём сторонам двора тянутся покоящиеся на столбах навесы веранды. В помещениях, расположенных вдоль переднего двора с левой стороны от входа, помещаются все взрослые дети с их семьями.С правой стороны живут принадлежащие семье рабы. Глава семейства и его жены с маленькими детьми занимают главные покои дома, выходящие в маленькие задние дворики с верандами по периметру и имплювиями посередине. Имплювиумы соединяются водосборной канавой и имеют общий сток за пределами постройки.
Вся постройка выглядит весьма монументально, производя впечатление массивности и солидности. Особенно тяжеловесными кажутся нависающие над верандами внутренних дворов четырехскатные кровли, опирающиеся на толстые столбы-колонны. Однако столбы имеют не только конструктивное значение. Перехваченные посередине резными поясками вроде «дынек» в старой русской архитектуре, они еще больше усиливают впечатление монументальности, гармонически сочетаясь с объемом здания. Контуры площадки двора подчеркиваются выложенными из сырцового кирпича бортиками.

Особый интерес представляет устроенное посередине большого переднего двора и обнесенное верандой домашнее святилище. Круглое в плане, оно выполнено в формах традиционной архитектуры и служит важным композиционным центром всего сооружения.В целом эта усадьба — исторически сложившийся тип многосемейного жилища, проникнутого конструктивной логикой, черты которой мы найдем и в импозантных сооружениях бенинского дворцового ансамбля. Основные сведения о знаменитых архитектурных памятниках Великого Бенина получены в XVII—XVIII вв.от посещавших Гвинейское побережье голландских купцов. Это были люди из больших и процветавших в то время торговых городов Голландии, горожане, привыкшие к многолюдству и размаху экономической жизни Европы, люди, повидавшие свет. Но даже и на них столица Бенина производила неотразимое впечатление.

Голландец, посетивший Великий Бенин в 1602 г., с искренним восхищением говорит о его широких, прямых и очень длинных улицах, „конца которым не видать из-за их большой протяженности.Он отмечает, что, так же как и в Голландии, улицы застроены правильно расположенными большими домами, а царский дворец „очень велик и имеет много внутренних больших дворов.Уже в первом сообщении легко обнаруживается близкое сходство между постройками XVI—XVII вв.и описанными выше сооружениями гражданской архитектуры XIX в. Четырехугольные внутренние дворы с галереями на столбах в царском дворце и домах бенинской знати представляют, видимо, аналогию усадьбы Йоруба, приводимой Л. Фробениусом. Рассказ о дворце бенинского владыки содержится в книге голландского врача Олферта Даппера „Описание Африки, оставленной им по данным путешественников и впервые опубликованной в 1669 г.

Гравюра, которая изображает Великий Бенин с царским дворцом на заднем план, достоверность изображения подтверждается не только данным в тексте описанием, но также многочисленными находками бенинских бронзовых поделок, некоторые служили архитектурными деталями. Особенно ценны бронзовая пластина с рельефным изображением портала дворца и бронзовый ларец, представляющий модель дворца; последняя полностью совпадает с гравюрой и описанием в книге Даппера, сделанным со слов голландского купца Самуэля Бломерта.

Вот что говорит Бломерт о дворце: «Он, пожалуй, так же велик, как город Гарлем, и обнесен вокруг особой стеной (кроме той, что защищает город с одной стороны). Дворец состоит из множества великолепных домов и прекрасных, длинных четырехугольных галерей почти такой же величины, как биржа в Амстердаме... Кровля этих галерей покоится на деревянных столбах, сверху донизу обитых медью с изображением военных подвигов и битв... Большинство этих королевских домов покрыто пальмовыми листьями наподобие четырехугольных досок. Каждая крыша украшена островерхой башенкой, на которой стоит литая из меди птица с распростертыми крыльями, очень искусно с натуры изображенная».На гравюре в книге Даппера изображено три четырехугольных дома с двускатными и четырехскатными крышами, на гребнях которых примерно посередине возвышаются пирамидальные башенки на низком четверике, увенчанные фигурами птиц. К домам с башнями примыкают низкие длинные постройки с двускатными крышами, по-видимому, окружавшие центральное, наиболее высокое здание. На гравюре изображен не весь дворцовый ансамбль, но можно предполагать, что он состоял из нескольких рядов прямоугольных домов и вся площадь его была вытянута в направлении длинных осей здания. Окружавшая дворец низкая стена показана сооруженной из досок, прикрепленных.к массивным столбам.

Рассказ Бломерта и изображение на гравюре дополняются ван Ниендалем, побывавшим в Бенине в 1701 г. По его словам, первую галерею дворцового ансамбля поддерживали пятьдесят восемь деревянных столбов высотой в 11 —12 футов. За галереей шла глиняная стена с тремя входами, над средним из которых возвышалась деревянная башня 60—70 футов высоты, с верха которой спускалась вниз головой отлитая из бронзы змея. Стена окружала внутренний большой четырехугольный двор, в конце которого находилась вторая галерея с двумя входами на следующий, второй внутренний двор, в свою очередь заканчивавшийся третьей галереей.Если две первые галереи были обиты пластинами с рельефами, то вдоль третьей галереи стоял ряд статуй, изображавших купцов, воинов, охотников.За белым занавесом стояли на алтаре одиннадцать бронзовых голов умерших царей Бенина с воткнутыми в отверстия на макушках резными слоновьими клыками.Далее простирался третий внутренний двор и шла последняя, четвёртая галерея, за которой, наконец, находилось жилое помещение обожествленного владыки Бенина.

«Искусство Народов Африки». Л.А.Фадеев


Назад страница 2