АРХИТЕКТУРА · ИНТЕРЬЕРЫ · ИМЕНА

Традиционная архитектура Чёрной Африки

Архитектура Тропической Африки

Архитектура африканских племен весьма различна. К интересным её образцам относятся дома из глины и хвороста, типичные для окрестностей озера Чад. Их происхождение до сих пор не выяснено: то ли их архитектура принесена из древнего Средиземноморья, то ли наоборот? Может быть они в 1 тысячелетии до н.э. оказали влияние на греческую архитектуру, лучшим примером которой является гробница в Микенах? В Дагомее глиняные дворцы, великолепно сконструированные, окружены колоннами, поддерживающими крышу; они напоминают древнеегипетские дома. И, наконец, нет нигде в мире ничего подобного Большому храму Зимбабве, который не вполне удачно нарекли «эллиптическим храмом»: длина наружной стены, окружающей все сооружения, — 300м, высота — до 9м, толщина у оснований — 6м, наверху сужается до 3 м. На сооружение «эллипса» ушло почти 900 тысяч каменных блоков, что соответствует 22,5 млн. «европейских кирпичей», весь же «храм» весит не менее 100 тысяч тонн. Руины Великого Зимбабве имеют чисто африканское происхождение и относятся к средневековью, вопреки мнению расистов от науки.


Архитектура Тропической Африки, созданная ее народами в эпоху средневековья (приблизительно VII—середина XVII в.), сохранила свои основные черты и в новое время (середина XVII—начало XX в.), а частично даже и в новейший период. Эта архитектура представляет значительное разнообразие форм и типов, определявшееся как этнической, так и стадиально-культурной пестротой населения Африки. Часть африканских народов развивалась уже в рамках рабовладельческих или феодальных государств; другая их часть только еще переходила к классовым отношениям, а наряду с теми и другими было множество народностей и племен, находившихся еще на стадии первобытнообщинного строя. Однако архитектура Тропической Африки должна рассматриваться в целом, поскольку глубокая связь зодчества африканских классовых обществ с традиционной народной архитектурой и культурные заимствования в результате общения и обмена между народами Африки придают африканской архитектуре эпохи средневековья многие общие черты. Несмотря на разнообразие архитектурных форм, большинство из них находит свое закономерное место во всей последовательности развития африканского зодчества.

Во второй половине 1-го тысячелетия н. э., как можно полагать по данным археологии, этнографии и письменным источникам, на территории Африки уже существовали два основных типа жилища — наземная каркасная хижина со стенами из дерева и прутьев, обмазанными глиной или заплетенными травой, и с крышей из листьев, травы или шкур животных и земляная или полуземляная хижина.
Ареал распространения каркасных хижин был очень обширен, но для ряда районов Восточной Африки и для всей Южной Африки в VI—X вв. н. э. характерно преобладание земляных и полуземляных жилищ.
Земляные и полуземляные жилища в Африке могли предшествовать каркасным наземным жилищам. Несмотря на кажущуюся простоту конструкции последних, создание их требовало больших технических навыков и более совершенных орудий, пригодных для обработки деревянного каркаса, резания травы и ветвей для кровли и пр.Глубокая древность земляных и полуземляных жилищ подтверждается тем, что они сопутствуют древнейшим археологическим культурам Европы и Азии. В Тропической Африке известны три различных типа земляных жилищ.

Наиболее простым и древним из них были ямные жилища, выкопанные в склонах холмов. Передняя стенка жилища с дверью образовывались выбросом из ямы; за счет выброса досыпались и скошенные боковые стенки. Очаг из камней сооружался около двери. Принцип сооружения хижин следующего типа тот же, но боковые стенки очень грубо выкладывались камнем, хотя видны попытки упорядочения кладки. Развитием двух предыдущих был третий тип, сохранявший основной прием врезки в склон холма и облицовку стен камнем. Но жилище это было двухкамерным, причем второе помещение располагалось выше первого.

Маунд-руина Большого Зимбабве представляет собой оригинальный вариант образования дворцового комплекса в эпоху зарождения государств. Самодовлеющее дворцовое хозяйство еще не порвавшего с земледелием царя-Оба с бесчисленными кладовыми и зернохранилищами — хозяйство, носящее характер ойкоса, обусловившее формы столь громадного сооружения, как дворец критских царей,—определяет и характер комплекса Маунд-руины Большого Зимбабве. Лабиринт двориков у подножия жилых покоев и зернохранилищ воспроизводит в оригинальной, сугубо африканской форме архитектурные идеи, ранее свойственные минойской культуре Крита и Древнего Востока.
Почти стометровое в поперечнике овальное здание «храма» до сих пор является загадкой для искусствоведов и археологов. Массивные, от 2 до 4 м. толщиной и до 9 м. в высоту, стены этого здания наводят на мысль о его фортификационным характере. Однако ряд деталей, особенно две глухие конические башни внутри ограды, фигуры птиц из мыльного камня на высоких пьедесталах, каменные монолиты до 4 м длиной, стоявшие на стенах, и, наконец, вся планировка позволяют думать о ритуальном назначении этого сооружения. Т. Бент выдвигал предположение о связи здания с астральным культом. С. Дориан и Дж. Шофилд, основываясь на этнографическом материале, связывали «эллиптическое сооружение» с традиционными культами банту, видя в изображениях птиц тотемные фигуры. Ритуальный характер здания косвенно подтверждался и непригодностью его, несмотря на колоссальные стены, для обороны. Кроме того, надежной крепостью является расположенный поблизости «акрополь». Трудно предполагать в данном сооружении и жилой комплекс: этому противоречат археологические находки и планировка.

С эпохой развития и расцвета культуры и архитектуры Междуречья Замбези — Лимпопо примерно совпадают развитие и расцвет архитектуры народов Западного Судана.
Здесь строились и четырехугольные дома с двускатными крышами, аналогичные жилищам бассейна Конго, и дома с четырехскатными крышами и с имплювиями, и характерные для всей зоны восточно-и североафриканских саванн цилиндрические дома с конической крышей. Следует отметить, что фульбе возводили свои дома на высокой глиняной платформе для того, чтобы защититься от дождевых потоков. Характерны поднятые над землей почти на 3 м хижины для ночлега у Сокото на Нигере; они напоминают коническую крышу, снятую со стен и водруженную на четыре столба. В северных областях Республики Чад у канури Канембу строились кеглеобразные дома, в которых цилиндрические стены постепенно переходили в остроконечную коническую крышу. Это достигалось путем настилания на деревянный каркас полос, связанных из сухой травы. Высота этих хижин достигала 4,5 м. Иногда остроконечная коническая кровля опиралась на кольцевую галерею из столбиков, врытых вокруг цилиндрической стены. В Ачиа (современная Республика Чад) строились храмы подобного типа; они увенчивались несколькими конусами из травы, водруженными один над другим. Далее к северу, на самом краю пустыни имели распространение куполообразные хижины, типичные для скотоводов.


Особый интерес представляют так называемые «суданские замки», преобладавшие в двух локальных районах Западного Судана. Это группы круглых глинобитных башен высотой от 4 до 6 метров соединенных глинобитными же стенами. Число башен варьируется от двух до двенадцати; в одной из стен устраивался вход, который прикрывался фланкирующими башнями. Для наиболее простых и, по-видимому, ранних типов «замка» вход этот по сути дела является лазом; в крупных сооружениях вход решается как портал с соответствующей его значению декоративной обработкой, но высота арки все же значительно меньше человеческого роста. Башни увенчивались коническими соломенными крышами обыкновенного типа. Иногда и сами башни суживались кверху.
Эволюцию этого типа проследить довольно сложно, однако можно предполагать, что поначалу они не носили характера оборонительных сооружений. По всей видимости, можно связать их происхождение с башнеобразными жилищами, до настоящего времени распространенными у народа мофу. В жилищах мофу цилиндрическая часть дома делилась на два этажа: верхний использовался как жилое помещение, а в нижнем содержался скот.

Развитая форма «замков» сочетает утилитарное назначение зданий с четко выраженным художественным образом. Прежде всего характерна декоративная обработка портала. В бассейне Вольты портал украшался несколькими полосами геометрического орнамента. Некоторые «замки» народов груси снабжались предвратным сооружением, напоминающим крепостные лабиринты европейского средневековья. Характерно предвратное сооружение с тремя входами, из которых один ложный. Фриз над входом обработан нитеобразными углублениями. Особенно интересны возвышающиеся над порталом глинобитные зубцы, которые, на наш взгляд, стали важным элементом в городской архитектуре Западного Судана. Из декоративных элементов следует еще отметить членение башен горизонтальными желобками, которые придают стене монументальный характер. Традиционная архитектура Западного Судана, ярко воплотившаяся в «замках» груси, нашла свое дальнейшее развитие в городском зодчестве западносуданских государств. Их архитектура известна по раскопкам ряда городов, входивших в начале 2-го тысячелетия н. э. в состав древних государств Ганы и Мали. Всюду был обнаружен один и тот же тип прямоугольных глинобитных домов с толстыми от 0,5 до 1 м стенами, облицованными снаружи плитками сланца. Характерной архитектурной деталью интерьера этих домов являются ниши в стенах комнат и коридоров. Стенки ниш украшены геометрическим орнаментом, сливавшимся в единый декоративный пояс. Иногда применялось правильное чередование прямоугольных и треугольных ниш. Выходившие на улицу фасады домов оживлялись оконными проемами и дверью. Последняя прикрывалась членившими фасад пилястрами или контрфорсами. Большинство домов были одноэтажными.

Декоративные ниши характерны и для зодчества городов Западного Судана и для традиционной архитектуры бассейна Вольты, а также часто встречаются они и в архитектуре Магриба эпохи до-арабского завоевания. Можно полагать, что основные формы жилого дома в Западном Судане сложились еще до исламизации. Это подтверждается архитектурой общественных сооружений западно-суданских городов. Мечети в Кумби-Сале и Гао отличаются планировкой, не имеющей себе аналогий нигде в мусульманском мире. Описанный тип домов, очевидно, сосуществовал с традиционными каркасными жилищами аборигенов Западного Судана. Во всяком случае, арабские авторы упоминают о них достаточно часто.
Как общественные, так и частные здания Западного Судана и Магриба в позднее время сооружались, как правило, в так называемой строительной технике банко. Для неё характерно широкое применение облицовки сланцевыми плитами стен из сырцового кирпича, либо стен из камней на глиняном растворе. Типично также употребление круглых колонн из сланцевых блоков. Жилые дома, построенные в технике банко, в плане прямоугольны и иногда имеют несколько этажей. Двухслойная кровля сложена из брёвен или бамбука. Фасады домов расчленены полукруглыми или прямоугольными порталами, верхние этажи отступают террасами.

Глубоким своеобразием отличаются городские дома в государствах Хауса — глинобитные четырехугольные здания на высоком подклете с плоскими крышами. Характерно членение фасада на две иногда неравные части, которые связывались заглубленным порталом с мощными глинобитными пилястрами. Силуэт фасада завершался плавно закругленными зубцами, которые, безусловно, представляют дальнейшее развитие вышеупомянутых глиняных выступов в традиционной архитектуре Западного Судана. Фасад городского дома украшался прорезным геометрическим орнаментом, который придает особое единство и законченность облику дома. Дома такого типа до последнего времени строились в области среднего Нигера. Превосходные образцы архитектуры такого рода сохранились в городе Кано.


страница 1 Далее