АРХИТЕКТУРА · ИНТЕРЬЕРЫ · ИМЕНА

Из Гошаванка в Агарцин

Монастырь Гоша

В древнейших монастырях северной Армении рождалась современная культура страны.

Мне довелось пробыть несколько дней в Армении, в окрестностях Дилижана — горной местности, утопающей в лесах. Я осмотрела окрестности этого удивительного природного заповедника с уникально чистым воздухом, вкуснейшей водой и двумя древнейшими историческими памятниками-монастырями — Гошаванком и Агарцином.
Как говорил герой Фрунзика Мкртчяна в «Мимино»: «Если моему другу будет приятно, я тоже буду чувствовать, что мне приятно, и я тебя так довезу!» В этом суть кавказского гостеприимства, которое я испытала в Армении. Оно не показное и не навязчивое, им действительно хорошо, когда гостю приятно. Это от души, искренне и без надрыва. Эти люди эмоциональны, но не экзальтированны, всего добивались сами, но не озлобились, а просто научились продуктивней работать и отдыхать. Они любят жизнь и свою страну.
Я отдыхала в компании армянских юристов и журналистов, пишущих на юридические темы. Поэтому в первую очередь они повезли меня на своем видавшем виды «Жигуленке» в Гошаванк: история этого монастыря тесно связана с такими понятиями, как суд и право, пусть даже в их средневеково-феодальной интерпретации. К примеру, в судебнике Мхитара Гоша, написанном в Гошаванке и ныне хранящемся в научно-исследовательском институте Матенадаран в Ереване, говорится не только о правах церкви и князей-феодалов, но и впервые о правах крестьян, труд которых не должен быть непосильным.

В тот день в Дилижане накрапывал мелкий дождь, задумчивый и меланхоличный, который закончился, едва наш боевой «Жигуленок» прибыл и мы отправились в колыбель первого свода судебных законов средневековой Армении.
Если вы впервые в Армении, то ваш путь должен начинаться с Эчмиадзина, где располагается резиденция Католикоса всех армян. Это, бесспорно, главная достопримечательность, но Гошаванк, одно из самых живописных мест Северной Армении, вне всякого сомнения, стоит на втором месте по значимости.
Взбираясь все выше и выше по пути к Гошаванку, я вдыхала пронзительно чистый воздух гор, который можно пить, как нектар, и дышать им бесконечно, до головокружения. По пути, который проходил мимо разрушенной за время экономической блокады Армении железной дороги, мне все время хотелось сойти, внимательней осмотреть окрестности и сделать еще пару сотен кадров.
Казалось, что прекрасней этого средоточия лесного и горного спокойствия ничего уже быть не может, но водитель сосредоточенно вез нас к цели. Наконец, мы оказались у подножия горы, на которой стоял монастырь, и отправились осматривать церкви.
Дождь уже закончился, а местами из-за облаков выглядывало не по-летнему деликатное солнышко. Я радовалась, что посмотреть Гошаванк можно, не чувствуя себя, как в сауне, хотя в лесу вряд ли грозит перегреться и в настоящую жару.
Перед нами предстал Нор-Гетик, или Гошаванк — монастырский средневековый комплекс, расположенный в селе Гош. Монастырь основал армянский богослов и правовед Мхитар Гош (Безбородый Утешитель) в XII веке взамен разрушенного землетрясением монастыря Гетик, поэтому обитель получила имя Нор-Гетик (арм. — Новый Гетик), а после смерти Гоша ее стали называть Гошаванк (монастырь Гоша).

Весь комплекс построен из оранжево-розового камня, заретушированного временем в пастельные тона. Он включает в себя прекрасно сохранившуюся церковь Аствацацин (Богородицы) (1191–1196) с притвором, пристроенным к ней с запада (1197–1203). К югу от церкви Богородицы и притвора расположены: церковь Григория-Просветителя (1208–1241), напоминающая купольный зал; маленькая церковь Лусаворич (1237–1241), спроектированная как сводчатый зал; двухэтажное здание с книгохранилищем в первом этаже (до 1231) и храмом, увенчанным звонницей-ротондой, на втором (1241–1291).
Впрочем, монастырь довольно небольшой и очень уютный, а если приехать в Гошаванк в хорошую погоду, то можно вдоволь налюбоваться окружающими его со всех сторон сказочными видами на горы. Основные сооружения монастыря были возведены архитектором и зодчим Мхитаром-плотником. Кроме него, в источниках упоминаются зодчие Григор и Закиос. Люди, строившие Гошаванк, не пытались превзойти по красоте природу этого места, а органично вписали в ландшафт все его здания. Сделали они это настолько искусно, что кажется, что каменный монастырь просто сам по себе вырос из этих покрытых лесом гор, как древние деревья.
Основные церкви монастыря — крестово-купольного типа с четырьмя пределами в углах. Здания Гошаванка отличаются совершенством и лаконичностью архитектурных форм и сдержанностью в декорировании построек. Минимализм в украшении церквей продиктован вовсе не тем, что местным зодчим в XII веке не доставало умения или денег для того, чтобы отделка церквей поражала роскошью. Это воплощение принципа: в доме Божьем надо думать о душе, а не смотреть по сторонам. Но средневековый аскетизм в Гошаванке все равно не прижился: здания монастыря выдержаны в идеальных пропорциях, и с какой стороны построек не бросишь взгляд на окружающую природу, пейзаж воспринимается не иначе, как рай в отдельно взятом месте.
Возле церквей радуют глаз древние хачкары — вырезанные на камне узорчатые изображения крестов. Ни один из них не повторяет по рисунку другой, да и сами изображения не являются зеркально симметричными. Многие считают, что самый красивый хачкар находится именно в Гошаванке.


страница 1 Далее