АРХИТЕКТУРА · ИНТЕРЬЕРЫ · ИМЕНА

Собор Святой Софии в Константинополе

Строительство Храма

Святая София в известной степени храм-собиратель, ибо для его возведения были привезены остатки многих монументальных сооружений древности Греции и Рима. Из Аврелиановского Храма Солнца в Риме были, например, привезены порфировые колонны, из храма Артемиды в Эфесе (того самого, который был некогда подожжен Геростратом) - колонны из зелёного мрамора, четыре колонны из зеленого гранита, вывезенные из Эфесского портового гимназия, а красные порфирные колонны были привезены из Святилища Аполлона в Баалбеке (современный Ливан). Мраморные плиты, использованные в строительстве церкви, были привезены в Стамбул главным образом из мраморных залежей Анатолии, а также городов Средиземноморского бассейна, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии, Нумидии и даже с той знаменитой горы, с Пентеликона близ Афин, из мрамора которой за 10 веков до Айя-Софии был построен на Акрополе Парфенон - Храм Девы-Афины.Но неправда, что все драгоценные мраморные, гранитные и порфировые колонны выломаны из античных храмов:

И всем векам пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила Эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.


(Дескать, из храма Артемиды в Эфесе выдрал, вторит Мандельштам древней легенде.) На самом деле, большая часть колонн была высечена специально для Св.Софии. Святая София была украшена с необычайной пышностью. в какой-то момент Юстиниан в тщеславном порыве решил вымостить пол плитами кованого золота; и даже намеревался покрыть все стены внутри храма золотом, но мудрые люди отговорили его. Много и других чудес связанно со строительством храма: известь для него разводили на ячменной воде, в цемент добовляли масло, а для верхней доски патриаршего престола был создан материал, которого до того не существовало на свете (да и теперь, пожалуй, нет): в расплавленное золото бросали драгоценные камни - рубины, сапфиры, аметисты, жемчуга, топазы, ониксы. Говорят секреты специальног раствора использованного в строительства так и не удалось разгадать. Император Юстиниан не жалел никаких средств на постройку. Затраты на строительство были огромные, они составили, как утверждают древние авторы, 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 130 тонн. Айя-София - самая дорогая византийская постройка. Недаром Юстиниан в день открытия храма, в день рождества 26 декабря 537 года, когда работа была завершена, и прихожане посетили церковь, стоя посреди великолепного храма и воздев руки к небу воскликнул: Слава богу, который дал мне возможность завершить эту постройку. Я превзошел тебя, Соломон! (имея в виду библейский Соломонов храм; свою столицу Юстиниан, кстати, называл Новым Иерусалимом). Третья (нынешняя) София на протяжении 916 лет была кафедральным собором Константинополя, главной церковью Византийской империи и всего православного мира. После турецкого завоевания ее на 481 год превратили в мечеть и, наконец, в 1934 году сделали музеем. Когда входишь в саму церковь, перехватывает дыхание так она велика и просторна и таким фантастическим образом освещена (причем надо еще себе представить, что бесчисленные окна, из-за которых стены кажутся прозрачными, на самом деле были еще больше турки некоторые из них частично заложили).

Вопреки очевидному, невозможно поверить, что вся эта гигантская конструкция состоит из каменной и кирпичной плоти и крови - настолько она кажется легкой и невесомой. Собственно, в том, чтобы добиться такого эффекта, как раз и состояла главная задача строителей Софии - ведь храм, по идее, должен быть подобием космоса, то есть представлять собой нечто нерукотворное, а никак не плод человеческих усилий. Невероятный купол изображает тут небесный свод, а какие же опоры могут быть у небесного свода? Поэтому все, намекающее на телесную тяжесть, тщательно и хитроумно спрятано, а купол, кажется, действительно на цепи подвешен к небесам. Идее божественной легкости подчинены и все остальные архитектурные особенности Софии, которая вообще - одно из самых ясных произведений мировой архитектуры: отвлеченные богословские идеи воплощены в ней необычайно наглядно. Несколько портят картину леса реставраторов, которые уже много лет упираются в купол. Впрочем, в утешение можно заметить, что и сами эти леса - настоящее инженерное чудо. Главный (а сейчас и единственный) вход в церковь с западной стороны (слева от него видны остатки церкви Феодосия). Перед собором когда-то находился огромный обнесенный колоннадами двор-атрий. Центральными вратами Софии пользовались только во время больших праздников, да и тогда под их аркой имел право проходить только император. В обычные же дни государь попадал в собор по специальному переходу прямо из Большого дворца. Можно последовать его примеру и войти в Софию с юга, где написано Exit (чем можно спокойно пренебречь). Попадаешь в сводчатый коридор, который называется Вестибюлем воинов: здесь император оставлял меч, здесь же оставалась его охрана. На темном своде вестибюля видны следы золотой мозаики времен Юстиниана (в то время в Софии не было фигуративных изображений). A над дверью, ведущей дальше в нартекс, мозаика уже X века Богоматерь с двумя императорами, Константином и Юстинианом. Константин держит модель основанного им города, а Юстиниан модель Софии (совсем непохожую).

Из нартекса девять дверей ведут направо, в сам храм. Центральные Императорские двери сделаны, по преданию, из остатков Ноева ковчега; мозаика над ними изображает императора Льва VI Мудрого, на коленях кающегося перед Христом в своем четвертом браке (начало X века). Пользоваться этими дверями мог только император, соседними высшие сановники. По обе стороны дверей в мраморных плитах пола глубокие вмятины. Когда понимаешь, что эти ямы протоптаны в камне ногами стражников, в течение сотен лет стоявших у Императорских дверей, голова идет кругом от физического ощущения времени. Мраморные панели стен в основном остались со времен Юстиниана. Своды были сплошь покрыты золотой мозаикой, а купол - украшен синим крестом на золотом фоне. Чудесная Богоматерь с Младенцем в полукуполе центральной апсиды относится к 867 году, а шестикрылые серафимы в восточных парусах под куполом - к VI веку (их собратья в западных парусах - работа реставраторов XIX века). Серафимов турки почему-то сочли талисманами и замазывать (в отличие от всех прочих мозаик) не стали - ограничились тем, что прикрыли им лица медными масками. С трех сторон подкупольное пространство Софии окружают хоры - галереи, открывающиеся в центр храма арками. Вход на хоры - в северном торце нартекса; наверх ведет не лестница, а пологий пандус. По пандусу этому императрица могла подниматься наверх в своем паланкине, не испытывая ни малейших неудобств. Государыню сопровождали принцессы и фрейлины: во времена Юстиниана хоры предназначались исключительно для женской половины двора. Это было весьма светское место. Самая почетная часть хоров - в центре западной галереи, прямо напротив алтаря: круг из зеленого мрамора обозначает место, где стоял трон императрицы. В северной галерее стоит поискать изображение императора Александра (912-913) и древние граффити на столбах и парапете - рисунки и надписи, нацарапанные прихожанами. Среди греческих букв встречаются и руны X века (уже на южной стороне, на парапете балкона): их вырезали во время долгой службы скучающие гвардейцы-варяги. А в южной галерее сохранились части великолепного мозаичного убранства XI-XII веков. Когда-то хоры сплошь были покрыты мозаиками на золотом фоне, но сохранилось всего несколько изображений. На одном из них, сделанном около 1044 года, склоняются перед престолом Христа императрица Зоя и ее супруг Константин Мономах. В руках августейшая чета держит символы благотворительности: кошель с деньгами и дарственную грамоту. Верхняя часть фигур хорошо сохранилась - тем больше бросаются в глаза грубо заделанные трещины вокруг головы Константина и лица Зои. Это следы переделок: мужская фигура изначально изображала не Константина, а предыдущего мужа Зои (всего их было трое). А лицо самой императрицы было разбито, когда к власти ненадолго пришел ее пасынок, страстно ненавидевший мачеху. Когда Зоя, одна из немногих женщин, правивших империей, вернулась на престол, мозаику пришлось чинить.

Еще один императорский портрет, похожий по композиции, но более схематичный, изображает Богоматерь с императором Иоанном Комнином, его женой Ириной и сыном Алексеем (около 1120 года). Но самая красивая мозаика на хорах (и вообще одно из самых главных произведений византийского искусства) - великолепный Деисус: изображение Христа с Богоматерью и Иоанном Крестителем. Деисус означает моление: Богоматерь и Иоанн молят Христа о спасении рода человеческого. Нижняя часть мозаики разрушена, по преданию - крестоносцами. А прямо против Деисуса под плитой с латинской надписью Henricus Dandolo когда-то как раз и лежало тело одного из предводителей Четвертого крестового похода - венецианского дожа Энрико Дандоло. Он умер в Константинополе в 1205 году и был погребен на хорах Софии, превращенной крестоносцами в католический собор. Когда Константинополь был взят турками, султан Мехмед велел вырыть кости старого дожа и бросить их псам. В период Иконоклазма, в 726 году, Айя-София в числе других церквей Стамбула была подвергнута значительным разрушениям. Мраморные плиты с изображениями святых были повреждены, заменены более примитивными крестовыми мотивами. В 843 году, с завершением периода Иконоклазма интерес к изображениям религиозных мотивов возобновляется. 3 июня 1453 года, Султан Фатих Мехмед, совершивший первый большой пятничный намаз в Айя-София, после захвата города и приказал перестроить ее в мечеть, выделив для этой цели специальный денежный фонд.

К перестройке церкви приступают с пристройки михраба в направлении Киблы (сторона, куда обращаются лицом во время молитвы - направление к Каабе, затем в одном из западных углов мечети строится кирпичный минарет; а на месте Келий священников был построен двор. Медресе на 150 учащихся, имеющем: 12 комнат для занятий, дворик с водоёмом Мозаичные плиты мечети, были покрыты тонким известковым слоем, настенные росписи соскоблены, крестообразные горизонтальной формы засовы над двустворчатой дверью расклёпаны. Таким образом, здание мечети, с лёгкостью, не прибегая к особым переделочным работам, было превращено в пространство для совершения религиозных обрядов. В 1847- 1849 гг., в период османского владычества, осущетвляется самая крупнейшая реставрация в истории Айя-София. Реставрационными работами руководили двое швейцарцев - братья Фоссати, Гаспаре и Тражано.

Назад Страница 2 Далее