АРХИТЕКТУРА · ИНТЕРЬЕРЫ · ИМЕНА

В ритмах модерна

Объект: Квартира
Общая площадь: кв. м.

Автор проекта

Papillon

Характеристика объекта
Считается, что стиль модерн — оптимальный вариант для создания по-настоящему «жизненного» интерьера. Открытого, удобного, творческого! Струящиеся линии, трепетные изгибы, яркие витражи, невесомые ткани, авторские предметы мебели, природные мотивы, а главное — простор и много света… И вот он, дом, где и дышится легче, и муза посещает чаще!
Комментарии к объекту
Хозяйка этой квартиры — пианистка, педагог и просто всей душой влюбленный в классическую музыку человек — как раз и мечтала о доме, в котором функциональность и красота существовали бы на равных. Поэтому вместе с дизайнерами компании «Папиллон» и остановила свой выбор на самом утонченном и изысканном историческом стиле — модерне. Тем более что изначальные условия этому выбору только способствовали. Ведь квартира расположена в жилом комплексе «Усадьба Трубецких», выстроенном в духе начала XX века.
Музыкальная гостиная с полукруглым окном от пола, задрапированным полупрозрачной тканью, дополнена соответствующей предметной средой — резным пюпитром, креслом-качалкой, золотым подсвечником и настольной лампой с тканевым абажуром.
Концепция
Девиз художников и мастеров Серебряного века: «Ближе к природе!», — стал лозунгом и этого интерьера. Однако прежде чем приступить к предметному наполнению пространства, архитекторам Виктору Антипову и Валерии Сенькиной предстояла серьезная работа над его планировкой. Из трех изолированных квартир им следовало не просто создать единую жилую среду (притом сформировать ее по законам выбранного стиля), но четко разделить ее на общественный и приватный уровни. Большим плюсом стало то, что квартиры в комплексе сдавались практически без перегородок, и дизайнерскую мысль ограничивали лишь небольшое количество несущих элементов. Так, одну квартиру (на нижнем этаже) архитекторы превратили в построенную по студийному принципу гостиную, а две другие (этажом выше) в приватные апартаменты хозяев и двух их детей.
При всех различиях в планировке оба этажа очень похожи — и в том и в другом случаях пространство развивается словно по кругу: жилые зоны выстраиваются по периметру внешних стен, а центр занимают санузлы и технические помещения. В таком решении знаток искусства может увидеть намек на знаковую для эстетики начала XX века фигуру — закручивающуюся по спирали морскую раковину.
На первом этаже подобная динамика прослеживается особенно очевидно: расположенные в центре кухня и санузел словно взяты в кольцо гостиной, разделенной на несколько функциональных зон. По замыслу авторов в это движение вовлекается прихожая, столовая, диванная зона и музыкальный салон. Заметим, что место для двух музыкальных инструментов — рояля и пианино — архитекторы подобрали еще на первоначальном этапе работы над планировкой. «Существует несколько правил размещения крупногабаритного музыкального инструмента в интерьере, — рассказывают авторы проекта. — Самое лучшее с точки зрения акустики и комфортного использования — просторное высокое помещение (площадью от 20 кв. м.). Притом, рояль лучше всего ставить посередине комнаты, развернув переднюю часть корпуса к слушателям (для них лучше предусмотреть диванную группу), пианино же можно установить возле стены. Также желательно, чтобы рядом с инструментом было окно — исполнитель должен хорошо видеть партитуру». В данном случае и пространства, и окон оказалось вполне достаточно для салонного рояля из ореха и лакированного пианино, которые разместились между диванной зоной и столовой. Музыкальная гостиная с полукруглым окном от пола, задрапированным полупрозрачной тканью, дополнена соответствующей предметной средой — резным пюпитром, креслом-качалкой, золотым подсвечником и настольной лампой с тканевым абажуром. Все они не столько слагаемые уюта, сколько атмосферный антураж для музыки Чайковского, Штрауса, Вагнера. «Кстати, архитекторы, работавшие в стиле модерн, обязательно делали акценты на окна всевозможных форм и конфигураций: панорамные, полукруглые, угловые. Нам очень повезло, что проектировщики жилого комплекса учли данный факт. Это помогло сделать стилизацию более достоверной», — отмечают авторы проекта.
Особого внимания заслуживает решение мягкой зоны. Ее обустройство — ода симметрии: три обращенных друг к другу атласных дивана рифмуются с тремя арочными нишами, украшенными характерным для модерна лепным орнаментом с растительными элементами. Последние вполне функциональны: в двух боковых нишах авторы проекта смонтировали полки для книг и мелкой пластики, а в центральной нише разместили плазменную панель. Завершающим аккордом в этой композиции являются зеркальные фальш-арки. Оформленные лепниной, они не просто элементы декора — за зеркальными поверхностями прячется встроенный шкаф и ступени уходящей вверх лестницы — одного из главных украшений этого изысканного интерьера.
Рукотворная, похожая на извивающуюся причудливую ленту, выполненная из массива ореха, лестница предельно компактна (что обусловлено задачей рационального решения планировки) и вместе с тем чрезвычайно декоративна. Кажется, что ее перила крепко оплетены каким-то сказочным растением: извивающимся, кудрявым, пышным. Сколько книг по искусству модерна нужно было изучить мастеру, чтобы создать столь гармоничное произведение!
Особняком в этом завораживающем, открытом парадном пространстве стоит кухня. Она изолирована от прихожей и гостиной, хотя и связана с ними единым стилевым решением. Чего только стоят роскошные распашные двери с яркими витражами, сделанные на заказ. Со стороны столовой они смотрятся как эффектное декоративное панно, на котором изображено буйство цветов и трав. При желании двери можно распахнуть и тогда кухня становится проходной комнатой, откуда можно легко попасть в зал и далее через музыкальный салон на лестницу. «Сквозные проходы — одна из характерных черт планировки дома в стиле модерн», — отмечают авторы проекта.
Согласно эстетике модерна цветовая гамма интерьера должна быть воздушна и легка, равновесие теплых и холодных тонов идеально, а сочетание оттенков изысканно и утонченно. Поэтому парадная часть решена в пастельных тонах: стены бежевого оттенка, а полы выложены наборным паркетом янтарного цвета. С теплыми светлыми тонами контрастируют насыщенный карамельно-коричневый цвет ореха, из которого выполнены многочисленные столярные изделия: лестница, переплеты витражей, плинтусы, корпусная мебель. Дополняют контрастную композицию яркие витражи и золотистые оттенки текстиля. А в некоторых помещениях, например, в кухне и большие винно-красные стены, играющие роль цветовой заливки. При этом яркие оттенки использовались не по принципу контраста, а как гармоничное дополнение к основной цветовой гамме, наподобие тканей-компаньонов при выборе текстильной группы.
Кроме того, архитекторы принципиально оформили практически всю квартиру (кроме кухни) текстильными обоями (даже ванную комнату, покрыв стены дополнительно специальными гидроизолирующими пропитками). Они не только создают дополнительный уют, но и оживляют пространство. Благодаря мелкому деликатному рисунку текстильной поверхности, стены превращаются в своего рода художественные полотна с замысловатым орнаментом.
Приватный этаж архитекторы также постарались решить в духе начала прошлого века. Единственное отличие от парадного состоит в том, что при сохранении ритмичности форм, в его декоре сделана ставка на большую лаконичность и цветовую насыщенность. Так, хозяйские апартаменты — это роскошный будуар, исполненный в винных тонах. Круглая кровать, изящный дамский столик, шторы, задрапированные струящимся шелком, хрусталь, золотая мозаичная стена в ванной комнате — все это создает атмосферу почти барочной роскоши.
Интерьеры же детских комнат, напротив, более пространственно функциональны и декоративно легки. Собственно, это и не комнаты вовсе, а тоже апартаменты, потому что каждая состоит из двух помещений: спальни и кабинета (детская сына) или игровой зоны с танцклассом (детская дочери).
Большое внимание архитекторы уделили деревянным деталям. Дерево — любимый материал мастеров модерна, поэтому не удивительно, что большая часть элементов отделки в квартире выполнена именно из него. Здесь есть и роскошная лестница, и массивные, украшенные растительными мотивами двери, и резной шкаф во всю стену в прихожей, и дивный наборный паркет с орнаментом «удар бича» (в виде извивающихся росчерков стеля) — визитной карточкой модерна. В квартире очень много элегантных предметов мебели: журнальные столики с изогнутыми ножками, ажурные чайные группы, волнообразные комоды, высокие подставки, предназначенные всего лишь для одной вазы. Но зато какой! Выполненной из тончайшего фарфора, в духе работ школы Нанси!.. Все в этом проекте напоминает о том, что дом в стиле модерн — это единый организм, в котором каждая деталь, будь то планировка комнат, прикроватный столик или перила лестницы, одинаково значимы для их создателя.

статья в журнале «Современный Дом» (№2 март 2009)