АРХИТЕКТУРА · ИНТЕРЬЕРЫ · ИМЕНА
Главная -> Статьи -> Имена -> Рем Колхас

Архитектор Рем Колхас

Архитектор, который стремится ставить перед самим собой и всем обществом фундаментальные вопросы, но ограничивается лишь объяснением причин, по которым современная архитектура пока не может на них ответить.Одна из самых влиятельных личностей в мировом зодчестве, вся карьера которого построена на противоречиях.Именно Рем Колхас значительно расширил возможности архитектуры 21 века, освободив от оков сдержанности амбиции деконструктивизма и открыв миллионам людей истинную свободу рукотворных пространств.

Рем Колхас родился в ноябре 1944 года в Роттердаме – городе, который в те годы был невообразимо далек от нынешнего образа экономического центра Голландии из-за разрушительных бомбежек немцев. «Повсюду руины и кругом нищета», - так неоднократно описывал воспоминания о своем детстве сам архитектор. В период с 1952 по 1956 годы он жил в Индонезии со своими родителями, пока его отец там работал. По возвращении в Нидерланды Рем обосновался уже в Амстердаме, где занялся журналистикой: он писал для газеты Haagse Post и создавал сценарии. Особенно интересным фактом из его биографии является то, что в эти годы он работал над сценариями для кинофильмов известного американского режиссера Раса Майера, отдающего предпочтение откровенному эротическому жанру. В возрасте 24 лет Колхас решил, что хочет стать архитектором. Для этого он перебрался в Лондон и поступил в Architectural Association School.По окончании архитектурной школы в 1972 году он переезжает в Нью-Йорк, где оказывается в университете Cornell University.Там он знакомится с Освальдом Матиасом Унгерсом, немецким архитектором, ярым приверженцем неорационализма, и увлекается совместной разработкой теории архитектуры.К практике Рем приступил только в 1975 году, основав собственное архитектурное бюро OMA – Office of Metropolitan Architecture, задачу которого он обозначил в позиционировании архитектуры в зависимости от главенствующих в отдельный период времени культурных традиций.Со временем главный офис OMA переехал в Роттердам в связи с большим количеством заказов в Голландии, а в Нью-Йорке остался филиал организации.Кстати, именно в бюро Рема Колхаса в свое время начинала свою карьеру Заха Хадид.Параллельно с деятельностью по архитектурному проектированию Колхас пишет теоретические статьи и книги, посвященные роли архитектуры в современном мире, а также занимается преподаванием, например в Гарварде.Среди наиболее крупных проектов голландского архитектора - Парк де ла Вилетт в Париже (1982 г.), Роттердамский художественный музей (1992 г.), музей Гуггенхайм-Эрмитаж в Лас-Вегасе (2002 г.), посольство Нидерландов в Берлине (2003 г.), центральная библиотека Сиэтла (2004 г.), концертный зал в Порту (2005 г.), а также штаб-квартира CCTV (Центральное телевидение Китая) в Пекине (2008 г.).
«Архитектура имеет очень древнюю историю и обладает глубочайшей памятью.Эта память становится тяжелым бременем, когда архитектор пытается сказать что-то новое в современном мире».

2000 г. – Рем Колхас становится лауреатом Притцкеровской премии.
2003 г. – отмечен Императорской премией Японии, самой значительной национальной премией в области искусства.
2004 г. – Колхас получает Золотую медаль британской премии RIBA.
2005 г. – Рему Колхасу присуждена Архитектурная премия Евросоюза – Премия Миса ван дер Роэ.
2010 г. – Золотой Лев архитектурной Венецианской биеннале за вклад в развитие архитектуры.

Рем Колхас – известный приверженец деконструктивистского течения в мире архитектуры.Увлекшись этим спорным во многих отношениях стилем еще в юности, он продолжил его развитие как самостоятельного направления, родоначальниками которого, безусловно, являются Даниэль Либескинд и Питер Эйзенман.Его ранние работы, посвященные теории архитектуры, по сей день называют одними из лучших примеров периодических изданий, раскрывающих саму суть деконструктивизма – задачи, которые ставит перед проектировщиками этот стиль, и способы их решения.
Тот факт, что выбором Колхаса в качестве основного архитектурного стиля собственных творений стал деконструктивизм, неудивителен.Голландский самородок всегда стремится удивлять.Зачастую не сразу становится понятно, кого именно он хочет больше поразить – жаждущую новых потрясений публику или самого себя.На протяжении всей своей карьеры он словно борется с обыденностью, настойчиво ищет и всегда находит что-то новое, совершенно неожиданное в привычных материалах, формах, предметах.
Одним из первых реализованных проектов Колхаса, получившего признание широкой общественности и выдвинувшего его в первые ряды выдающихся творцов нового поколения, стал концертный зал Casa da Musica в Порту, Португалия.Необычные решения в проектировании здания, использованные Ремом, получили признание во всем архитектурном обществе.Критики неоднократно называли Casa da Musica самым интересным и привлекательным проектом Колхаса и сразу вывели его на один уровень с прославленным Фрэнком Гэри.

Дом музыки в Порту – это многогранный бетонный объем, заключенный в форму поставленного на крышу и слегка перекошенного дома.Колхас воспроизвел такой образ, основываясь на своем старом проекте жилого дома для частного голландского заказчика, который так и не был реализован.Центральная часть здания собственно и образует концертный зал, а остальные сопутствующие помещения делят между собой оставшееся пространство.Очень большое внимание архитектору пришлось уделить вопросу акустики.Как известно, акустика оставляет зодчим очень мало места для творчества, потому что качественное решение этой задачи гарантируют только здания в форме коробок.В свою очередь Рем Колхас совместно со своими инженерами не стал избегать правильной формы, зато совершенно неожиданно подошел к отношениям между архитектурой и общественностью.Интерьер самого концертного зала образует гармоничную впадину или нору, в которую может заглянуть снаружи любой желающий даже во время проходящего выступления абсолютно бесплатно.

Еще один проект голландского новатора, о котором невозможно не упомянуть отдельно, - это штаб-квартира центрального китайского телевидения CCTV.Этот невообразимый небоскреб стал одним из первых, построенных в столице Поднебесной европейским архитектором, и сразу же заслужил звание одной из достопримечательностей города.После завершения работ над зданием CCTV гениальность Рема Колхаса безоговорочно признали во всем мире.Любому обывателю, рассматривающему это сооружение, кажется совершенно непонятным, каким образом этот гигантский памятник экономическому и технологическому прогрессу сохраняет вертикальное положение.Это не просто высотная башня, а переплетение большого количества вертикальных и горизонтальных секций, фасад которых покрыт хаотичной металлической сеткой, играющей символическую роль.
Рем Колхас имеет непосредственное отношение к России.И, по словам самого архитектора, это его несказанно радует, ведь он считает русских «необыкновенными мыслителями».Осенью 2010 года в Москве открыл свои двери институт постдипломного образования «Стрелка», специализирующийся на направлениях медиа, дизайна и архитектуры.Это абсолютно новый формат проекта для нашей страны.Вероятно, именно по этой причине в состав преподающей команды и попечительского совета вошли лишь специалисты, каждого из которых вполне заслуженно можно назвать живой легендой.В их числе оказался и Колхас, который уже приступилк преподаванию.Сейчас он занимается всей образовательной программой в институте.Такое доверие архитектор заслужил неспроста.Опыт преподавательской деятельности у него более чем впечатляющий.Он начал работать со студентами еще 1995 году, а к сегодняшнему дню может похвастаться достойным послужным списком, в котором среди прочих есть Архитектурная ассоциация в Лондоне и Гарвард.Для своих учеников Колхас разработал индивидуальную программу работы, основанную на глубоком погружении в отдельно взятую тему и большом количестве практики.Кроме участия в развитии проекта «Стрелка» Колхас состоит в Международном попечительском комитете по созданию в Москве музея Дома Мельникова и консультирует Эрмитаж в связи с реконструкцией Главного штаба.

Рем Колхас – это не просто архитектор, это настоящее явление своего времени, откровение безграничного творческого потенциала.Социолог и экономист, художник и культуролог, инженер и писатель – ему всегда чего-то не хватает.Человек, который безумно любит всякого рода преобразования, часто создает сценарии развития мира, рисует картины глобальной экономики, никогда не хочет останавливаться на достигнутом.У него масса фантастических идей, до конца понять сущность которых может, пожалуй, он один.Однако великий голландец продолжает надеяться, что найдутся те, кто оценит его творения по достоинству.Хотя он сам утверждает, что его лучшие произведения еще не были реализованы.


страница 1 Далее