Джо Понти
Джо Понти (Gio Ponti) был поэтом, художником, архитектором, дизайнером, основателем и главным редактором журнала Domus. Джо Понти — крёстный отец послевоенного возрождения итальянского дизайна.
«Люблю архитектуру, древнюю и современную. Люблю её фантастические и торжественные творения, её изобретательность и абстрактность, её аллюзии и формы, которые очаровывают наш дух и приводят в восторг наши мысли. Люблю архитектуру – сцену и поддержку нашей жизни».
С этих слов Джо Понти начал в 1957 году сборник статей Amate L'Architettura. Этот луч света проходит сквозь всё его творчество — весёлое, щедрое и плещущее через край. Понти сыграл много ролей за свою долгую карьеру: архитектор, дизайнер, ремесленник, поэт, художник, журналист и последовательный практик по превращению теории в реальный опыт создания. Его творчество призывает каждого на использование дизайна как лучшего средства для превращения повседневной жизни в красочный чувственный праздник.
После смерти его дочь, Лиза Понти, резюмировала карьеру Джо Понти: «Шестьдесят лет архитектурной работы в тринадцати странах, двадцать четыре года публичных лекций, двадцать пять лет преподавательской деятельности, пятьдесят лет редакционной работы, более 2000 статей, 120 проектов, тысячи архитектурных этюдов — Всего много и всё из одного человека».
Джо Понти родился в Милане в 1891 году. Милан, как и весь промышленный итальянский север, славился ещё со времен средневековья своими мануфактурами и искусными ремесленниками. Привязанность к красивым и достойным вещам, жившим много дольше их владельцев, сохранилась у Понти с детства, и до конца своих дней, когда промышленный итальянский дизайн уже завоевал мир, он оставался поклонником всего рукотворного и чрезвычайно ценил высокое ремесло.
Джо Понти окончил Миланский политехнический институт, где много позже преподавал в течение двадцати пяти лет. Во время Первой мировой войны был призван в армию и сделал карьеру в корпусе понтоньеров (морской корпус). Закончил войну в чине капитана с боевыми наградами (Итальянский Крест). Начал работать в своих студиях и на керамической фабрике.
Он не пытался повторять старые образцы, ему хотелось создавать предметный мир по новым правилам, он ставил задачу художественного преображения быта. Джо Понти стал креативным директором фабрики-изготовителя керамики Richard-Ginori. С 1923 по 1930 год он превратил компанию в лидера промышленного дизайна благодаря элегантным неоклассическим мотивам в декорировании, результат — Гран-при на Экспо 1925 в Париже.
В 1928 году Понти убедил своего друга, флорентийского журналиста Уго Оджетти (Ugo Ojetti) участвовать в создании журнала Domus, чтобы транслировать через него свои убеждения. Всю остальную жизнь он будет редактировать этот журнал, рассматривая его как личный дневник.
В конце 20-х годов Джо Понти вернулся к архитектуре и приступил к строительству домов в Милане и Париже, в том числе и «domuses» — его проекты «типичного дома», которые снаружи выглядели как типичные миланские дома, но внутри применялась гибкая модульная планировочная система (первый проект — Via Randaccio в Милане, 1926). К середине 1930 года Джо Понтии выиграл конкурс на проекты математического факультета университета в Риме (реализован в 1934) и штаб-квартиры Montecatini (реализован в 1936).
Оба проекта были реализованы в модернистском стиле, была поставлена задача по совмещению формы и функции. Сам Джо Понти назвал это экзаменом по правильному применению материалов. Свою позицию он пропагандировал на выставках и конференциях, сначала на Biennale della Arti Decorativa в Монца, затем на Триеннале в Милане, которые стали витриной итальянского дизайна.
В 1941 году Понти на время оставил редакционную работу в Domus, чтобы основать ещё один журнал, вернулся обратно в 1947 году. В его отсутствие проектом управлял Эрнесто Роджерс (дядя Ричарда Роджерса), который превратил журнал в сторонника рационализма. Джо Понти немедленно пересмотрел формат и вернул его к собственной эклектичной избыточной манере, позволяющей взглянуть на мир дизайна и архитектуры самым широким образом.
К тому времени Джо Понти создал костюмы для La Scala в Милане, изысканные изделия из муранского стекла для своего друга Паоло Венини (Paolo Venini) и кофейный аппарат La Pavoni, ставший символом послевоенной Италии — культуры кофе-бара.
Италия всегда была склонна к традиции, XX век не исключение. В то время, когда в архитектурной теории и практике Германии и России происходили радикальные перемены и новое поколение архитекторов пропагандировало функционализм и конструктивизм соответственно, итальянская школа реагировала более сдержанно.
Флореальные мотивы Ар Нуво (L'Art Nouveau), чёткие безордерные композиции, простые геометрические формы L'Art Nouveau австрийского и английского модерна в Италии трансформировались в региональный стиль «новеченто».
«Новечентисты» были уверены в совместимости прошлого и настоящего. Джо Понти принадлежал к «новеченто» до тех пор, пока этот стиль, слившись с другими художественными направлениями, не превратился в то, что принято теперь называть итальянским дизайном. Культ принципиального и беспощадного новаторства был абсолютно чужд Джо Понти, который всегда шёл в ногу со временем, но никогда не был радикалом. В его работах культурная традиция обретала новые формы, корректировалась временем и продолжалась в современности. Он никогда не жертвовал качеством, достоинством, красотой вещей ради их экономичности и общедоступности. Разрабатывая типовые дома и квартиры, Понти добивался у муниципалитета повышения жилищных норм, и считал двадцатипятиметровую комнату достойным стандартом, а не роскошью.
Всегда готовый к сотрудничеству, Понти много работал с Пьеро Форназетти (Fornasetti), известным итальянским дизайнером и декоратором, для которого он придумал массу предметов, которые Форназетти впоследствии декорировал. Вместе они декорировали казино в Сан-Ремо — стиль дизайна можно охарактеризовать как сюрреалистический неоклассицизм. Оформили офисные помещения Vembi-Burroughs в Генуе и Турине — декорировали всё – вплоть до дверных ручек, карандашей и упаковок с писчей бумагой.
В течение 1950-х Джо Понти всё больше времени уделяет промышленному дизайну — кресло Distex, стул Superleggera (традиционный стул Chiavari, но настолько лёгкий, что ребёнок может поднять его одним пальцом, выпускался Cassina и стал классикой).
Понти – архитектор продвигает принцип La Dolce Vita — В 1955 году завершает строительство виллы Planchart в Каракасе (вилла «Бабочка»); вилла Nemazee в Тегеране, 1960; вилла Arreaza в Каракасе; в 1958 году — офис Alitalia в Нью-Йорке. Вернувшись в Милан он построил одну из икон архитектуры XX века — изящную башню Pirelli (1956), которую зам охарактеризовал как «графический лозунг».
Несмотря на то, что в течении 1960-х и 1970-х годов Джо Понти активно занимается проектированием (дизайн интерьера отеля Parco dei Principe в Риме, 1964; церковь Сан-Франческо в Милане, 1964; церковь Сан-Карло в Милане, 1966; кафедральный собор Таранто, 1970), его чаще всего воспринимают как архитектора и дизайнера, чей расцвет пришёлся на 40-е — 50-е годы. К концу жизни ему было тяжело передвигаться, но Джо Понти по прежнему каждый день писал десятки писем. Он поменял свой любимый Citroën DS на 12-ти местный автобус Fiat — чтобы было больше возможности общаться с друзьями по дороге. Джо Понти умер в 1979 году в своем семейном доме на Виа Nezza в Милане.
Собственным долголетием Джо Понти наделил многие свои произведения. Как и большинству значительных архитекторов он проектировал всё — от чашки до небоскрёба. Он придумал облик множества самых разных вещей: шкафов, стульев, кофеварок, пишущих машинок, чайников, ваз, электропоездов, раковин и унитазов. Создавал интерьеры и дома.
Создатель вещей и генератор идей, которые он пропагандировал в своих книгах и статьях, организатор и участник архитектурных выставок, Джо Понти сделал очень многое для формирования итальянской линии и формы. Благодаря и его стараниям итальянский дизайн сделал мощнейший рывок и вывел экономику страны из послевоенного кризиса. Вещи итальянского производства заняли свою нишу на мировом рынке. Итальянский дизайн стал частью мирового дизайна XX века. Суть его интернациональна, но и национальный характер очевиден.
Во всех проектах Понти удивляет внутренняя свобода. Он работал не оглядываясь на диктат стилей, направлений, мод и производственных законов. Ему было присуще врождённое чувство гармонии, унаследованное от великих мастеров итальянского Возрождения. Культурный аристократизм автора делал лучшие его работы похожими на произведения природы. Они красивы (а не сентиментальны), красочны (но не пёстры), величественны (и никогда тяжеловесны), лаконичны и благородны, оптимистичны, наконец, Понти любил делать эксклюзивные вещи, ему хотелось оставить после себя бытовые предметы, квартиры и дома, хранящие память о высоком искусстве.
www.arx.novosibdom.ru
страница 1 Далее