АРХИТЕКТУРА · ИНТЕРЬЕРЫ · ИМЕНА
Главная -> Статьи -> Имена -> Архитектор мира - Кисе Курокава

Архитектор мира - Кисе Курокава

В феврале этого года мне позвонили из фирмы ЭНИгруп (Москва) и приятный женский голос сообщил, что в марте 2001 года в Санкт-Петербург приезжает известный архитектор Кисё Курокава на съёмку фильма токийского телевидения Путешествие моей души, который в его юбилейный год будет транслироваться для всего дальневосточного региона. И попросила меня принять участие в этих хлопотах. Вспоминаю летние дни 1958 года в Ленинграде. Шла Международная конференция студентов архитектурных учебных заведений и среди ее участников - молодой аспирант токийского университета Нориаки Курокава. Он поразил нас своей, как нам тогда показалось, необычайной мечтой Дома-дерева и резкой критикой существующей системы архитектурного образования в Японии. Теперь о фильме. Сначала приехал режиссёр Киоси Нисида, затем Кисё Курокава. Я спросил у референта, почему же его сейчас зовут Кисё, а не Нориаки? И получил ответ: Это всё очень просто - иероглиф его имени по-японски читается Нориаки, а по-китайски Кисё. Всемирную известность он получил в английском переводе китайского произношения. И так пожелал остаться для всех - Кисё. В Академии художеств наша встреча началась в кабинете Архитектуры, затем мы перешли в конференц-зал музея, где и разгорелась дискуссия. В ней принимали участие, кроме меня, Евгений Рапопорт и Игорь Билибин - бывшие участники конференции 1958 года. На вопрос Билибина : Почему современную архитектуру народ не любит? Курокава ответил: Потому, что, во-первых, прежде чем строить, надо хорошо подумать и твёрдо знать, что ты хочешь предложить, а, во-вторых, часто всё портит заказчик. Заказчик же просвещённый это редкость. Как все крупнейшие зодчие XX века и как истинный японец Курокава - архитектор-философ, концептуалист и практик-новатор, подаривший миру немало удивительных произведений. Поэтому его творчество заслуживает не просто освещения, но внимательного и подробного рассмотрения. Одна из попыток осмысления творчества Мастера вкупе с его собственными комментариями предлагается заинтересованному читателю.

Метаболизм и Симбиоз
Более 40 лет тому назад наряду с идеями Метаболизма, провозглашённого Кендзо Танге, Кисё Курокава сформулировал основные идеи философии Симбиоза и в своём творчестве стремился следовать этому. Широкую известность получило его здание Накагин Капсула-тауэр в Токио (1970 год). Здесь уже была реализована его идея дома-дерева: монолитные капсулы однокомнатных квартир монтировались на ствол коммуникаций (лестница, лифт, водопровод, канализация, электричество, связь). Монтаж одной жилой капсулы занимает 45 минут. Поэтому по мере необходимости дом может расти и без архитектора. Идеи мастера изложены в его книгах От века машин к веку жизни (1998) и Философия Симбиоза (1997), а также многочисленных эссе. Сам он так вкратце излагает свои идеи: Вот уже более 40 лет я проповедую ключевые концепции Метаболизма и Симбиоза. Эти слова выбраны не случайно: они призваны отразить переход к Веку Жизни от Века Машин. Моя архитектура является постоянным выражением концепции Метаболизма, Симбиоза или их обеих одновременно. Всякую форму, стиль или материал следует применять согласно функции, климату, культурному своеобразию, или географии. Мой путь архитектора и движение Метаболизма начались в 1960 году как вызов нынешнему Веку Машин. Сегодня постепенно воплощается в реальность предсказание, что на смену Веку Машин приходит Век Жизни. Если машина является выражением века гомогенизации, то жизнь воплощает эпоху плюрализма, разнообразия. Архитектура в конце концов отойдёт от универсального международного стиля и перейдёт к стилю межкультурному, который ставит своей целью симбиоз универсального и регионального. В отличие от времён расизма и провинциализма, это будет век регионализма, открытого для диалога с остальным миром, т.е. открытого регионализма. Философию Симбиоза я проповедаю в качестве ключевой в 21-м веке, причём для многих областей, в частности, для физики, биологии, биохимии, электроники, экономики, политики, науки, философии, искусства, литературы, архитектуры и градостроительства. Концепция порядка в век Модернизма лучше всего представима в т.н. системе Бурбаки. Идеи Эвклида, Галилея, Декарта, Ньютона и Дарвина - это все составляющие системы Бурбаки. Они делают упор на дуализм и ищут сформировавшуюся симметрию в своих соответствующих областях. Напротив, новая концепция порядка называется небурбаковой системой. Моя идея о линейно-кластерном городе Метаболизма основана на этой же самой идее Симбиоза частей и целого. Теория симбиотической эволюции, выдвинутая американским биологом Маргулисом и представляющая собой крупнейшую переработку дарвинистской теории эволюции, привлекает к себе внимание всего мира. Эта теория подразумевает, что конкурирующие виды-антагонисты могут эволюционировать путём создания симбиотической связи. Мы вполне можем обнаружить проявления такой связи в науке, экономике, искусстве и культуре. Я полагаю, что подобные изменения происходят раз в 200-300 лет, и поэтому мы, архитекторы, должны выискивать и встраивать такие связи во все сопутствующие области.

Переход от ценностей системы Бурбаки к понятиям небурбаковой системы подразумевает:
- акцентирование не целого и единого, а автономии частей, подсистем и подкультур;
- активное вовлечение гетерогенных и противоположных элементов;
- упор на неопределённое промежуточное пространство, которое ранее отрицалось рациональным дуализмом;
- культурный плюрализм, не считающий, что существует только один идеал;
- упор не только на рациональное, а на симбиоз рационального и чувственного.
- человек более не считается вершиной природы; рассматривается симбиоз человека и других видов, человека и природы;
- опора не только на универсализм, но и на культурную самобытность, контекст пространства, языковое разнообразие. Стремление к глобальному симбиозу различных культур.

Все эти вопросы связаны с принципом Века Жизни. Осуществляя его, мы можем найти Новую Архитектуру 21-го века. Что же касается теории Метаболизма, то здесь используется одноимённый биологический термин метаболизм. Процесс метаболизма и утилизации отходов демонстрирует изменение, рост и баланс жизненной формы, что в свою очередь означает устойчивую самообеспечивающуюся архитектуру, или экологическую архитектуру. Сони Тауэр, (Осака, 1973) была спроектирована на основе Капсульной башни Накагин (Токио, 1970). Кабины-капсулы, эскалаторный блок, трубопроводы и воздуховоды - все они выведены наружу и открыты для упрощения утилизации отходов и технического обслуживания. Эта работа является примером архитектуры Метаболизма и экологической архитектуры. Метаболизм также выражает эстетику японской культуры, принцип временности. Эта идея о том, что всё материальное рано или поздно разрушится, берёт своё начало в буддистской концепции преходящего. Японская традиция не придаёт большого значения непосредственно материалу; мы все хорошо знаем, что всякая вещь не может существовать вечно, но вечен дух и взаимосвязь архитектуры и её окружения. Эта черта японской культуры присутствует во всех областях современного японского общества. Здесь наследуется невидимая традиция, эстетическое чувство и философия. Распространённый взгляд на мировой порядок основывается на теории стадий экономического роста, выдвинутой американским экономистом Ростоу. Его гипотеза о том, что развивающиеся страны проходят сначала через стадию старта, затем переходят к стадии зрелости, а потом к стадии высокоразвитой потребительской культуры, в 60-е годы оказала влияние на многие области деятельности. Модернизация означала европеизацию. Согласно этой идее вполне логичным ходом вещей является постепенная европеизация и гомогенизация мирового пространства. Философия симбиоза в корне отличается от этой идеи гомогенизации. Структурализм Леви-Строса проповедовал, что представление о том, что мировые культуры занимают иерархические уровни на пути к прогрессу цивилизации, это неверно; его открытие заключалось в том, что всякая культура автономна и носит свой конкретный характер, который можно неиерархически связать с любой другой культурой в мире. С этого момента западная культура стала релятивной. Мы увидели, что истинное богатство мира будет заключаться в плюрализме культур и их симбиозе.

Я создал новую философию симбиоза в 60-х годах, одновременно с началом движения метаболизма. На мой взгляд, симбиоз охватывает собой противостояние и противоречие, проповедуя новые, творческие отношения, опосредованные через конкуренцию и напряжение. Понятие Симбиоза говорит о той позитивной связи, при которой участники стремятся понять друг друга, несмотря на взаимное противостояние. Симбиоз проповедует связь, которая порождает уровень творчества. Этот уровень не может быть достигнут ни одним из участников в одиночку. Симбиоз - это интерактивная связь действий отдачи и получения ответа. Философия симбиоза охватывает различные размерения, или степени свободы, а именно: - симбиоз истории настоящего; - симбиоз традиции и новейшей технологии; - симбиоз природы и человека; - симбиоз различных культур, симбиоз искусства и науки; - симбиоз регионализма и универсализма. Из современной архитектуры, как я полагаю, нам следует сохранить абстракцию. Абстракция является общей чертой современной архитектуры, современного искусства и современной философии. В философии симбиоза и межкультурной архитектуры абстракция станет предпосылкой поливалентного значения. В древности абстрактные геометрические формы, в частности, пирамиды, конусы, квадраты и круги символизировали собой взгляд на вселенское, перешагивающее границы региональных культур. Абстрактная геометрия обладает двойным значением. Она не только обладает той универсальностью, которой могут воспользоваться разные культуры, но и чётко выраженным историческим значением, опосредуемым через вид обработки, размещение, технологию и материал. Сочетая абстракцию 20-го века с иконографией истории и культурной самобытностью топоса в космологии культуры, я стремлюсь подвергнуть абстрактный Символизм философскому испытанию.

Астана

Один из крупнейших градостроительных проектов Курокавы - генплан новой столицы Казахстана Астаны, разработанный им на основе проекта, получившего первую премию на международном конкурсе. В авторском изложении (эссе "Симбиотический город", 2000г) концепция города выглядит следующим образом: "Двадцатый век был эпохой главенства механистического принципа, двадцать первый век будет эпохой перехода к Принципу Жизни. Концепция главенства жизненного принципа выражается ключевыми словами - метаболизм, обновление, симбиоз, экология и глобальная окружающая среда. Новая столица Астана, воплотившая в себе вышеназванную концепцию, призвана стать городом 21-го века, симбиотическим городом. Новая столица получит своё рождение в симбиозе истории старого города Акмола и новой возведённой столицы Астана. Её градостроительная структура сформирована железнодорожной осью "восток-запад" и руслом реки Ишим, протекающей с юго-востока на северо-запад. Река Ишим проходила вдоль границы прежнего города Акмола, и была практически полностью исключена из повседневной жизни горожан, лишь затопляя город в период таяния снегов. Для защиты от наводнений в верхнем течении реки возведена дамба. После реконструкции плотины, создания уравновешивающих прудов и приведения в порядок русла, река станет красивой и безопасной. По её берегам будут посажены деревья, что позволит сформировать приречный парк в сочетании с новыми жилыми кварталами вдоль реки. Возникнет Речной город в симбиозе с природой. Таким образом, река Ишим более не будет обозначать границу города. Новая столица Астана возникнет на берегах реки, протекающей через город подобно Сене, Темзе или Москва-реке. Зимой температура воздуха в Астане иногда падает до 30 градусов ниже нуля. Кроме того, скорость ветра с северо-западного направления достигает в среднем семи метров в секунду.

Для защиты от этого ветра в юго-западной части города в болотистой местности будет создан искусственный Эко-лес. Его роль состоит не только в том, чтобы смягчить влияние ветра, но и в оживлении эко-системы "степь - лес". Внешняя кольцевая автодорога будет окружена лесным коридором с обеих сторон для защиты от ветра. На границе старого и нового города планируется основать Центральный парк, соединяющийся с существующей парковой зоной, включающий в себя Президентский, Речной и Спортивный парки. Его громадная территория пересечёт кольцевую автодорогу и достигнет Капитолийского парка, который в свою очередь соединится с лесной зоной аэропорта. Зелёная сеть города формируется также восемью лесными ярусами, исходящими из района Центрального парка. Все ярусы зелёной зоны соединятся с лесными коридорами вдоль внешней кольцевой автодороги. Новая столица будет представлять собой зелёный город, созданный в симбиозе с природой. Астана воплощает идею метаболического города. Рост населения в любом городе зависит от естественного прироста населения, а также разнообразных социальных процессов. В новых городах этот процесс происходит быстрыми темпами, в больших городах эти темпы выше из-за социальных изменений. Согласно расчётам, Астана примет 100-200 тысяч новых жителей, и таким образом численность городского населения достигнет 400-500 тысяч человек к 2005 г. и 600-800 тысяч в 2030 г. Генеральный план предполагает создание города с хорошо сбалансированными столичными функциями и населением до одного миллиона человек. Генеральный план уникален тем, что предусматривает систему линейного зонирования (как принцип городского планирования), способную адаптироваться к постоянному развитию. Система линейного зонирования структурирована вдоль двух городских осей, идущих с востока на запад. Она включает следующие зоны: - зелёная буферная зона, начинающаяся в северной части города; - нынешняя заводская и будущая высокотехнологичная индустриальная территория; - существующие городские районы (зона многофункционального назначения); - речной город и жилые кварталы вдоль берегов Ишима; - Правительственный город (открытый и полуоткрытый для общественного доступа); - деловой (коммерческий) центр (Бизнес Сити); - территория аэропорта. Принцип линейного зонирования позволяет каждой зоне развиваться с востока на запад в соответствии с ростом новой столицы вдоль основных городских осей. Таким образом, будет реализована идея симбиотического города с хорошо организованными столичными функциями, приспособленными к постоянному развитию. В основе новой столицы планируются две городские осевые линии. Одна из них, называемая Бизнес Сити, будет проходить вдоль деловой и торговой зон города. Она свяжет район железнодорожной станции в северной части города и район существующего парка на юге. Затем пересечёт реку Ишим и протянется далее в южном направлении. На севере эта ось со временем может пересечь район железнодорожной станции, в южной части города продолжить своё развитие в юго-западном направлении. Другая ось городского линейного планирования - Правительственный город - включает здания правительственных учреждений, здания Парламента, Верховного суда, резиденции Президента, а также дипломатические объекты, посольства и разнообразные учреждения, официальные, общественные и культурные центры. В мемориальном парке, прилегающем к существующей центральной городской оси, будет воздвигнут монумент в честь основания республики Казахстан. Городская ось Правительственного города призвана служить выражением духа новой столицы - философской концепции "Дом Евразия", провозглашённой президентом республики Нурсултаном Назарбаевым.

Астана явится городом гармоничного сосуществования людей и машин. Основными видами общественного транспорта обычно считаются городские автобусы и частный транспорт, при этом в будущем ожидается резкое возрастание числа частных автомобилей. В связи с этим планирование парковок автотранспорта в Бизнес-Сити и Правительственном городе ведётся в рамках определённой стратегии, подразумевающей строительство площадок под землёй или использование пространства под искусственными ярусами. Всё это в целом будет способствовать созданию красивого городского ландшафта. Кроме того, в будущем центральная кольцевая дорога перерастёт в эстакадную автомагистраль, это обеспечит надежное сообщение между левым и правым берегами Ишима. Что касается общественных видов транспорта, здесь необходимо связать городские районы (аэропорт, городской центр, Правительственный город, центр существующего города и железнодорожную станцию) с севера на юг лёгкой монорельсовой дорогой. На всех улицах будут не только пешеходные тротуары, но и бульвары. В итоге Астана станет городом гармоничного сосуществования людей и машин. Более того, планируется построить три кольцевые автодороги. Одна из них - внешняя кольцевая - соединит будущие скоростные магистрали и все радиальные автодороги по внешней границе города, а также сыграет роль объездного пути для предотвращения транзитного транспортного потока через город. Вдоль неё планируется построить оптовый складской центр, терминал грузового автотранспорта и другие объекты материально-технического обеспечения. За пределами расположатся сельскохозяйственные площади и территории для строительства станции по использованию энергии ветра. Территория между внешней кольцевой и внутригородской кольцевой автодорогами является резервной для последующего развития. Как исключение на ней могут быть размещены такие объекты как университет и военная база, международный торговый и выставочный центр, спортивные комплексы, учреждения культуры, Парк высоких технологий, оптовый складской центр, терминал грузового автотранспорта и др. Внутригородская кольцевая автодорога призвана нести очень важную функцию объединения существующего города, который разделён железной дорогой и рекой Ишим, с другими районами - индустриальной зоной в северной части, существующей зоной многофункционального назначения, Речным городом, Правительственным центром, Деловым и коммерческим центром. Центральная кольцевая автодорога обеспечит связь существующего городского центра и нового городского центра - Правительственного города.

Три кольцевые автодороги позволят создать столицу нового типа - кольцевой город 21-го века. Генеральный план Астаны создан на основе новейших методов планирования в соответствии с так называемыми Мастер-Системой и Мастер-Программой. Первая реализует городские функции на основе концепции планирования, предусматривающей кольцевые дороги, систему линейного зонирования, зелёную лесную сеть, деловую и коммерческую оси, правительственный город, Эко-лес, систему удаления и переработки отходов. Мастер-Программа рассчитана на пять лет. Она разработана как многоступенчатый план, учитывающий масштабное развитие городских функций и разнообразные изменения в связи с увеличением численности населения. Кроме того, Программа содержит стратегические изыскания по сооружению объектов приоритетной инфраструктуры". Эстетическая ценность композиции городского центра зависит от художественных качеств и приёмов размещения архитектурных форм с точки зрения их восприятия "в ракурсе человеческих глаз". Опорными элементами такого восприятия будут служить четыре объёмно-пространственных композиции: Резиденция Президента, здание Администрации и здание Парламента (с восточной стороны, воплощая "ворота" центра), Площадь Независимости в комплексе с Монументом и культурно-развлекательная площадь со зданием цирка. В увязке с этими объектами будет регламентироваться ритмика чередования высотности зданий, что придаст динамическую выразительность объёмно-пространственной композиции застройки. Городской центр спроектирован по принципу своеобразной ритмической композиции в "концертном" исполнении с изменением темпа, музыкальными вариациями, что создаст особую атмосферу городской среды. Так называемый фон небесного горизонта - высота небосвода, оживлённость города, тишина и элегантность парка пространственными архитектурными доминантами- это район цирка в западной части, Монумент в Парке государственной независимости, здания Администрации Президента и Парламента (зрительный эффект парадных ворот) и резиденция Президента. В Центральном городском парке, расположенном вдоль восточно-западной оси Правительственного центра, запроектированы различные водные устройства (фонтаны, каскады), что внесёт разнообразие в архитектурный фон, улучшит микроклимат, оживит среду парков и скверов. Предусмотрены малые архитектурные формы (юрты, киоски, магазинчики, кафе, бары), выдержанные в национальных традициях. Ночное освещение будет способствовать выразительности и привлекательности столицы.

Аэропорт Куала - Лумпур

Новый аэропорт, безусловно, выдающееся явление, как с архитектурных, так и с функционально-технологических позиций. Поэтому, чтобы точнее понять проектную концепцию, вновь обратимся к самому автору: "Площадка для международного аэропорта Куала-Лумпур (KLIA) находится в 60 км от столицы Малайзии, города Куала-Лумпур. Кроме нескольких холмистых участков, территория носит плоский характер; её размер 10x10 км. После победы на международном конкурсе, когда меня выбрали архитектором этого проекта, я предложил правительству Малайзии, сформировать план регионального развития, в противном случае территория между Куала-Лумпуром и новым аэропортом может быть хаотично застроена. Так родилась концепция Города Эко-Медия, концепция Линейного столичного коридора Куала-Лумпур. Моё предложение заключалось в создании принципиально нового экспериментального города 21-го века посредством формирования транспортной, информационной и экологической инфраструктур между столицей и её новым аэропортом. Впоследствии был разработан план создания транспортной инфраструктуры, сочетающей строительство двух скоростных автомагистралей и одной высокоскоростной специализированной ж/д линии, позволяющей свести время поездки между аэропортом и городом до 30 минут. Затем был создан план Мультимедийного Суперкоридора (информационной инфраструктуры Города Эко-Медия), интеллектуального Города и зоны, названной Кибер-Джая, прообразом которой является Силиконовая Долина. План предусматривает перевод правительственных учреждений на новое место, где-то на полпути между г. Куала-Лумпур и новой столицей. Резиденция премьер-министра и ряд других сооружений были завершены одновременно с новым аэропортом. Экологическая инфраструктура - экологический коридор - находится пока что на стадии планирования. Эта зона постепенно примет форму коридора по мере роста частных инвестиций. Город Эко-Медия будет сформирован в виде сети компактных посёлков, связанных тремя инфраструктурными элементами - транспортной логистикой, оптической информационной сетью и экологическим коридором. В районе аэропорта выращивают пальмы и каучуконосы, причём в будущем планируется отвести территорию, окружающую территорию аэропорта под эксперимент по искусственному восстановлению тропического леса. Создание леса, окружающего аэропорт, станет наиболее эффективным методом блокировки шума самолётов. Таков фундамент концепции симбиоза леса и аэропорта. Кроме того, мы также считаем, что эта идея будет эффективной для выражения своеобразия малазийской топографии.

Симбиоз леса и аэропорта предполагает нечто большее, нежели простое лесохозяйственное планирования вокруг аэропорта. Помимо всего прочего, миниатюрный тропический лесок будет создан внутри самого аэропорта, между главным аэровокзалом и перроном, а также во внутреннем дворике в центре здания-сателлита. Это символизирует Лес в Аэропорту и Аэропорт в Лесу. Как прибывающие, так и прилетающие авиапассажиры ощутят контакт с этим лесом, позволяющим почувствовать самобытность Малайзии. Вообще требуется сеть лесов, поддерживающих разнообразие видов, требуется экологический коридор, по которому идёт поток этого биологического разнообразия. После полного завершения строительства в 2020 году аэропорт сможет обслуживать 120 миллионов авиапассажиров ежегодно. План аэропорта предусматривает сочетание четырёх взлётно-посадочных полос по 4000 метров каждая с пятой полосой длиной 2800м., которая будет использоваться для челночных рейсов в Сингапур. Всё это выведет новый аэропорт в ряды крупнейших международных транспортных узлов. Понятно, что многие удивляются, почему Малайзии, с её населением в 20 миллионов человек, требуется международный аэропорт такого масштаба. Причина кроется в интенсивной стратегической конкуренции между Малайзией, Китаем и Южной Кореей за право стать страной-хозяйкой одного из трёх новых международных транспортных узлов Азиатского региона, рассчитанных на гиперзвуковые самолёты. Естественно, что те страны, которые построят такого рода узлы и сопутствующую инфраструктуру, скорее всего, станут также и финансовым центром, не говоря уже о международном информационном центре, туристическом и промышленном. Другими словами, мир уже сделал шаг в новую эпоху. В прошлом аэропорты строились потому, что в них была потребность. Теперь же стратегия заключается в том, чтобы строить аэропорты, создающие потребности. Для дерзкого замысла такого транспортного узла была использована концепция метаболизма. Проект предусматривает набор ячеек в форме гиперболического параболоида длиной по 38,4 м. Покрытие здания главного аэровокзала поддерживается коническими колоннами. Такая конструкция позволит наилучшим образом выразить самобытность традиционной и исламской культуры Малайзии. В поперечном сечении по центральной оси ячейка выглядит как арка. Внутреннее пространство, созданное сочетанием ячеек, напомнит о характерной для ислама купольной форме. Одна из основных причин, почему мы выбрали гиперболическую ячейку, заключается в том, что она сделана из прямолинейных элементов. Уже на первом этапе разработки концепции родилась идея создать потолок из однослойной трубчатой решётки и прямолинейных деревянных щитов, поскольку главным продуктом страны является лесоматериал. 1-я очередь KLIA открылась 30 июня 1998 года". Изобретение и дизайнерская проработка Курокавой самобытной пространственной структуры - гиперболического параболоида на основе ближневосточных исламских традиций - является крупным вкладом в развитие современной тектонической архитектурной формы.

Музей в Хиросиме

Среди музейных комплексов, построенных по проектам Курокавы, выделяется музей современного искусства в Хиросиме (1989 г.). Это первое здание такого рода, построенное после атомной бомбардировки. Он расположен на живописной возвышенности площадью 29 га, поросшей лесом и окружённый плотной городской застройкой. Имеет динамично- асимметричную композицию. Вход организован через "разорванное" кольцо круглой площади. Очень интересно решено освещение экспонатов. В здании нет двух одинаковых помещений. Холм, на котором стоит музей, одет камнем. Все формы символичны и напоминают о трагедии Хиросимы. Музей является первым общественным институтом в Японии, посвящённым изучению современности. В Хиросиме слово "современный" означает период после атомной бомбардировки. Оно несёт особое значение, осуществляя связь между искусством и мирным временем. Здание располагается на 50-метровом холме на площади 75 акров, в пределах территории парка искусств Хидзияма, для которого Курокава также разработал план. Композиция включает в себя сад скульптур, образовательное учреждение под открытым небом, площадки обозрения, открытые пространства и природные прогулочные дорожки. Такая высотная площадка для музея напоминает Акрополь в Афинах, она окружены лесом и полностью защищена от шума города, простирающегося внизу. Многочисленные лестницы подобно речному руслу спускаются от музея в парк. Одна из них ведёт к центральной площадке комплекса. Оказавшись там, посетители проходят из галереи в галерею по первому этажу и затем только спускаются в подземные залы (для сохранения городской панорамы 60% здания скрыто под землёй). Поэтому здание представляет собой, по существу, крышу, 660 м длиной, дизайн которой напоминает традиционные в 19 веке склады. Обычные строительные материалы, такие, как камень, керамика и алюминий в современном сочетании создают эффект единства времени настоящего и будущего.

Центр в Мельбурне

В Мельбурнском центре (1993) блистательно решена проблема взаимодействия новейшей архитектуры и существующего архитектурного ландшафта. Здесь квартал разнообразной застройки преобразован в здание, объединён единой 3-5 этажной "пластиной" (несколько этажей устроено под землёй). Угловой вход в комплекс отмечен сферическим куполом из зеркального стекла. Зеркальный конус включает в себя бывшую фабрику пороха и картечи времён колонизации Австралии. В результате возникло очень яркое композиционное решение темы взаимодействия регионального и современного, старого и нового. Внутреннее пространство "хрустального" конуса представляет поистине феерическое зрелище, формируемое переходами по открытым галереям, фрагментами кирпичного здания фабрики со своими интерьерами. Доминантой всего комплекса является изящно нарисованный небоскреб.

Сингапурская башня

67-этажное (230 м) высотное здание, построенное в 1992-1995 гг., стало завершающей доминантой площади Республики в Сингапуре. Оно выгодно отличается от окружающей застройки своей пластикой и колоритом. Для того, чтобы из большинства офисных помещений обеспечить прекрасный вид на океан, верхние этажи башни развёрнуты на 45?относительно подиума. При этом верхняя четырёхгранная часть плавно переходит к восьмигранному основанию. Ночью, когда зажигается свет, башня становится своеобразным маяком Сингапура.

Отель Киосэра

Здание расположено в технополисе Кокубу Хаято недалего от аэропорта Кагосима. Заказчик проекта, компания по недвижимости Киосэра, попросила Курокаву выразить в архитектуре концепцию всепоглощающей любви. Зодчий предложил эллиптический комплекс высотой 60 м., в виде двух рук, мягко обнимающих центральный стеклянный атриум. Функциональные залы и холлы для встреч размещены на двух подземных этажах. Залы для свадебных церемоний располагаются на 2-м этаже, рестораны - на 3-м; а на самом верхнем этаже помещены гостиная, главный бар и администрация. Комнаты для гостей имитируют эллиптическую структуру комплекса и повторяют форму открытых рук. Каждая комната площадью 20 м2 представляет собой удобное широкое пространство с очень большими окнами. Центральный атриум простирается ввысь на все 13 этажей отеля. Трёхгранное пространство на первом этаже занимает небольшая часовня, основным мотивом которой является крест и рубиновый полумесяц для гостей, склонных к духовному поиску. В холле выставлены экспонаты промышленного дизайна, воплощая собой слияние технологии и искусства. Коллекция эклектического искусства, представляющая звучащие работы местного художника Дзюндзи Ёсии из Кагосима, гравюры художницы Ёко Ямамото, создаёт особую атмосферу всего здания. Белоснежный овальный нерасчленённый объём отеля Киосэра на фоне окружающей среды выглядит неприступным и значительным. Однако со стороны выхода атриума картина резко меняется. Композиционный приём отеля строится на сочетании элептической глади стен и раскрытости атриума. Открытая лёгкая конструкция расстекловки и пластические формы поэтажных галерей определяют масштаб внутреннего пространства, поэтому атриум, наполненный светом, производит яркое впечатление.

Тойота

Город с населением 350 тысяч человек известен тем, что в нём расположено головное предприятие крупной автомобильной компании. По проектам Курокавы здесь строится два знаковых сооружения - пешеходно-транспортный мост и футбольный стадион. Они задуманы таким образом, что композиционно будут "работать" вместе, образуя архитектурный символ города. Раздвижная крыша стадиона (вместимость 45 тыс. зрителей) имеет конструкцию, подобную конструкции моста, два центральных 140-метровых пролёта которого усилены арками с тросовыми затяжками. Строительство моста завершается в 2001г. Он является частью Парковой дороги, связывающей основные зелёные зоны города и пригорода. Предназначен главным образом для пешеходов, а не для транспорта, имеет 10-метровые тротуары по обеим сторонам, лестничные спуски к реке и видовым площадкам. При этом ступени устроены таким образом, что на них удобно сидеть, ловить рыбу, наблюдать фейерверки. Словом, функция моста перерастает значение только транспортного сооружения.

Важно и то, что новый мост не изменяет, не спрямляет сложный фарватер реки и, доминируя в пространстве, не нарушает природный ландшафт. Доктор Кисе Курокава Сегодня он не только один из ведущих зодчих мира, но и крупнейший архитектор-предприниматель, член многих академий (в том числе и Российской академии архитектуры и строительных наук), советник президентов и правительств различных стран. Его книга "Философия Симбиоза" вошла в десятку лучших книг в мире по году издания. Право на проектирование и строительство многих крупных объектов он получил в результате побед на международных конкурсах. Произведениям Курокавы присуще редкое изящество форм. Их выразительность основана на авторской дизайнерской проработке новейших конструктивных систем, эффективных материалов и умелой работе со светом. Колористические решения усиливают символику крупных форм и деталей. "Чистые" геометрические формы органично дополняются "историзмом" и шедеврами современного реалистического искусства. Объединить в одну композицию многие противоречивые требования философии Симбиоза, вероятно, невозможно. Но талант Мастера всякий раз находит, что в конкретном случае может быть доминантой, а что фоном. Сегодня уже общепризнан факт, что "на современном архитектурном небосклоне доктор Кисё Курокава личность несомненно выдающаяся". Это относится как к его идеям развития зодчества, так и к практическому созданию многих замечательных сооружений мира.

Истоник: Георгий Степанов