Викторианский стиль (англ. “Victorian style”) – условное название длительного периода в истории искусства Англии второй половины XIX в., связанного с годами правления королевы Виктории (1819-1901) и принца-консорта Альберта (1819-1861).
Англичане называют викторианский период кратко: “victorianism” и считают, что в эстетике он означал торжество прагматизма и материализма, что, впрочем, вообще характерно для “английского стиля”. Эклектизм и стилистическая пестрота викторианизма объясняются также естественной реакцией на пуританский стиль, строгость предшествующей эпохи “стиля королевы Анны” и “георгианцев”.
Характерными чертами викторианского стиля является эклектика, сочетающая в себе готику, рококо, экзотику и классику. Экзотика в то время подразумевала индийский и китайский стили. Кроме того, викторианский стиль – это сочетание непревзойденного качества и старинных, классических канонов. Викторианский стиль в интерьере прошел несколько этапов развития. На рассвете своего развития викторианский стиль в интерьере представлял собой громоздкую неоклассику, декор которой отличался причудливостью и витиеватостью используемых узоров, орнаментов и мотивов. И, наконец, этот стиль превратился в то, что сейчас мы называем английской классикой, отличающейся чувством меры и респектабельностью. Этот стиль известен нам из фильма о всем известном детективном герое Артура Конан Дойля Шерлока Холмса.
Кроме того, следует отметить, что викторианскому стилю присуща некоторая степень деконструвизма. Деконструвизм представляет собой дом, в котором каждая комната отделана и декорирована в отдельном стиле интерьера. Кабинеты и библиотеки обычно оформляют в готическом стиле, дамские комнаты (будуары) – в стиле рококо, а столовые и прихожие – «ориентальном стиле». В викторианском стиле сочетается шотландская клетка и цветочные орнаменты, которые выполнены в основном на шторах. Отдельно взятый предмет интерьера может быть выполнен одновременно в нескольких стилях.
Основные элементы Викторианского стиля:
• смешение стилей готики, барокко и ренессанса;
• сочетание старинных традиций и безупречного качества;
• основные цвета: коричневый, бордо;
• характерные линии: прямые и дуги;
• характерные формы: вертикальные вытянутые плоскости;
• характерные элементы интерьера: захламлённость интерьера безделушками;
• форма окон: готические, арочные, прямоугольные;
• двери: прямоугольные массивные, с латунной отделкой.
Викторианский стиль был сформирован в Англии во время правления королевы Виктории, а именно: во второй половине XIX века. В это время, благодаря бурному развитию промышленности и имеющимся по всему миру колониям, буржуазия начала богатеть и складываться как класс, стремившийся окружить себя атрибутами “роскошной жизни”.
Многие предметы интерьера, доступные ранее далеко не всем и считающиеся роскошью, обрели массовую популярность. Декорирование, обустройство и меблировка домов приобрела демонстративный характер статуса и достатка. Использование тех или иных предметов интерьера стало считаться проявлением отличного вкуса, солидности, престижности, достатка и респектабельности владельца дома. Люди в это время начали много путешествовать, соприкасаясь в поездках с разными восточными и экзотическими культурами, которые они стали вносить в интерьеры своих жилищ.
В искусстве викторианского периода выделяют три этапа:
• Ранний Викторианский, или период Неостилей (1835-1855);
• Средне-Викторианский период (“Mid-Victorian period”, 1855-1870);
• Поздний Викторианский, или “Свободное возрождение Ренессанса” (“Free Renaissanse revivals”, 1870-1901).
Ранневикторианский период характерен параллельным развитием стилей “неогрек”, Неорококо, Неоготики, “византийского”, “мавританского”, “китайского” стилей. Упадок искусства был неизбежен.
“Готику долгое время коверкали, чтобы сделать ее подходящей для коммерческих зданий. Фасадами греческих храмов украшали жилые дома и банки. Римские бани проглядывали в облике железнодорожных станций”. Эклектика сопровождалась негативным влиянием первых результатов промышленной революции.
Машинным способом можно было сделать быстро и дешево любой “исторический декор”: “барочную резьбу” из папье-маше, или крашеного гипса, “золоченые рокайли” из жести. Керамикой имитировали металл; “викторианская мебель” в стиле “Людовика XIV” соединялась с “готическим” декором. И все это на фоне тяжелых занавесей и почерневших академических картин в золоченых рамах.
Для поздневикторианского периода характерно смешение “исторических стилей”: “Луи XIV”, Рококо, “Елизаветинского Ренессанса” и Тюдор-Ренессанса (“стиля Тюдоров”), а также барочных стилей “короля Якова” и “Реставрации Стюартов”.
Искусство викторианской эпохи было эклектично и потому не составило единого художественного направления или стиля. Следовательно, и название “викторианский стиль” следует брать в кавычки, понимая его фигурально.
В 1890-х гг., в период Модерна, критическое отношение к этому “стилю” породило течение эдвардианского неоклассицизма.
Страница 1 Далее