АРХИТЕКТУРА · ИНТЕРЬЕРЫ · ИМЕНА
Главная -> Статьи -> Интерьеры -> Минимализм в интерьере: история, теория, практика

История возникновения минимализма

Минималистское направление в искусстве зародилось в 1950-х и продолжало активно развиваться в шестидесятые и семидесятые годы прошлого века. Основная идея минимализма – простота формы и содержания, нивелирующая персональное самовыражение художника. Художник-минималист стремится дать зрителю возможность острее прочувствовать композиционное решение произведения, лишив композицию контекста и отвлекающих внимание деталей.
Первые зачатки минимализма обнаруживаются уже в XVIII веке: в 1777 году Иоганн Вольфганг Гете, величайший немецкий поэт, философ и художник, воздвиг в саду своего летнего дома в Веймаре своеобразную (для XVIII века!) скульптуру. Скульптура представляет собой «сферу – эмблему мобильности, поддерживаемую кубом – эмблемой стабильности». Гёте назвал скульптуру «Алтарём удачи», отдавая дань традиции изображать Фортуну в виде «девочки на шаре» – непостоянной, стремительной, которую невозможно удержать. Куб же всегда олицетворял устойчивость, прочность, правильность. Замысел: добродетель, которую символизировал куб, должна принять удачу-шар и удержать ее, благодаря своей идеально ровной поверхности.
В двадцатые годы XX века начало концептуальной разработке теории (и практики) минимализма как взгляда на искусство было положено такими художниками как Казимир Малевич и Марсель Дюшан.
Казимир Малевич – русский художник-авангардист, создатель, главный представитель и теоретик художественного направления, названного им «супрематизм». Впервые в истории искусства Малевич представил самую простую геометрическую фигуру – «Черный квадрат» – как самостоятельное художественное произведение.

В 1920-е годы художник стремится обосновать супрематизм теоретически: вначале в работе «О новых системах в искусстве» (1919) и более обстоятельно в изданной им на немецком языке в Мюнхене книге «Беспредметный мир» (1927).
В первом труде вводится постулат, что все в природе и обществе стремится к экономии, включая и творческую мысль человека. «Всякое мое действо должно совершаться экономическим путем. Творческая мысль человека убегает от путаных, может быть, красивых узорных сплетений и украшений к простому экономическому выражению».«Создание контрастов форм образует единое согласие тела постройки».
В «Беспредметном мире» и последующих работах Малевич развивает, по существу, те же мысли, только более подробно. Принцип «экономии энергетического действия» преобразовывается им в принцип покоя: все в природе, в жизни стремится к покою. «Цель всех гармонических овладеваний заключается в достижении покоя. Покой есть единственная необходимость человека, необходимость беспредметная. Вечный покой был когда-то нарушен и мир рассыпался на различия и теперь беснуется и идет вновь к миру безразличному».
В работе «Беспредметный мир» Малевич дает и определение супрематизма (слово супрематизм происходит от французского слова supreme, что означает «высший») как преобладания «чистого» ощущения в изобразительном искусстве, то есть такого ощущения, в котором ничего не осталось от воздействия внешнего мира. Это ощущение, для которого «предметное само по себе является безразличым; представление сознания – не имеющим ценности».
«Черный квадрат определил экономию, которую я ввел как пятую меру искусства». «Квадрат стал элементом выражения не только ощущений живописных, но и других, например ощущений покоя, динамики, мистических и т.д.» «Самое главное в супрематизме – два основания – энергии черного и белого».

Анри-Робер-Марсель Дюшан – франко-американский поэт, художник и шахматист, один из величайших новаторов XX века, чьи радикальные идеи стали неиссякаемым источником вдохновения для художников-авангардистов всех направлений, от дадизма и сюрреализма до современного концептуального искусства.
В молодости Дюшан увлекался физикой и математикой; в 1910–1911 гг. со своими братьями и другими молодыми художниками организовал «Салон золотого сечения». Целью этого художественного объединения было исследование идеальных пропорций и золотого сечения, а также математических основ искусства в целом. К 1913 году Дюшан оставляет традиционную живопись и рисунок, чтобы заняться экспериментами в области формы. С 1914 года он начинает выставлять свои рэдимэйды – предметы утилитарного назначения, иногда измененные, представленные как произведения искусства. Перемещая банальный предмет из его привычного контекста в иной, абсолютно чуждый ему, дюшан превращает его в факт искусства. Художник создал особый жанр «готовых» или «найденных» объектов. «Готовые вещи» Дюшана – скребок для снега, вешалка для шляп, сушилка для бутылок и велосипедное колесо – были вызовом тому, что он считал напыщенным и пустым традиционным искусством.
Появление редимейдов Дюшана спровоцировало в художественной среде дискуссию, сутью которой было определение понятий «искусство» и «оригинальность». Впоследствии идеи были развиты художниками поп-арта Энди Уорхолом и Джаспером Джоном. По словам Дюшана, его цель заключалась в том, чтобы перевести мысль зрителя в другую, более вербальную, плоскость. Сами по себе предметы утилитарного назначения – «готовые» и «найденные» объекты – не обладали эстетико-художественных свойствами. Только акт сознательного выбора художника мог возвести их в ранг произведения искусства.
Пожалуй, наиболее четко теоретические воззрения Дюшана можно проследить по его разрозненным заметкам, изданным в 1934 г. под названием «Зеленый ящик». Заметки представляют собой обрывочное изложение мыслей, родившихся в процессе работы над созданием одного из самых известных произведений искусства XX века – композиции «Большое стекло: Невеста, раздетая догола своими холостяками. Равновесие» (1915–23). Основной вывод, который делает Дюшан: главная задача искусства – создание не образа, а умозрительной, концептуальной, идеи.

Минимализм роднит с концептуализмом то, что получаемый на выходе продукт минималистского искусства служит производной от первичной, по сути, идейной концепции. С другой стороны, беспристрастность и обезличенность отношения сближают его с поп-артом (направлением современного искусства, где в качестве изображаемых объектов используются узнаваемые образы массовой культуры), а использование простых форм – с ленд-артом (направлением, основанным на использовании природного ландшафта в качестве художественного материала и объекта). Среди самых известных художников-минималистов следует упомянуть Дэна Флавина, Карла Андре, Дональда Джадда и Келли Элсворта.
Бум минимализма начался в середине 1960-х. Минималистский дизайн 60-х годов стал реакцией на пресыщение преобладающей в 50-х годах эклектикой и помпезной роскошью элитарных интерьеров. На смену плюшевым занавескам, фикусам, абажурам и обилию безделушек пришли гладкие плоскости стен, стекло и пластик. Если в послевоенный период общество испытывало потребность в домашнем уюте как в компенсации за лишения и голод военного времени, то позже отказ от излишнего декора, стремление к простоте форм и цвета стали проявлением оригинальности. К характерным чертам минималистского искусства можно отнести использование прямоугольных и кубических форм, промышленных материалов, нейтральных поверхностей, равенство частей, повторение элементов.
Первой компанией, распространившей минималистские тенденции в серийном промышленном дизайне, была заподногерманская фирма Braun – производитель электро- и аудио-визуального оборудования. Ее глава, Артур Браун, целенаправленно набирал на работу дизайнеров, окончивших Высшую школу оформительского искусства (Hochschule fur Gestaltung) в Ульме. Выпускники этой школы – наследницы философии Баухауза – сделали продукцию компании Braun символом пуристского дизайна. В 1964 году в Нью-Йорке в Музее современного искусства прошла выставка изделий Braun, которая окончательно утвердила торжество минималисткой эстетики в серийном проектировании.

Страница 1 Далее