Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) является католическим кафедральным собором парижского архиепископства. Он расположен в историческом центре города – на острове Сите (4 округ Парижа). Перед собором простирается площадь, названная в честь папы Иоанна Павла II. Вмурованный в асфальт бронзовый круг служит нулевым километром для отсчета дорожных расстояний во Франции.
Прежде на месте собора находился языческий храм, а затем с 4 или с 6 века – довольно большая христианская пятинефная базилика, освященная в честь святого Стефана. Сейчас ее руины можно увидеть в археологической крипте, устроенной у подножия собора.
Во второй половине 12 века епископ Морис де Сюлли принял решение о постройке нового, более вместительного собора: к тому времени Париж превратился в самый населенный город средневековой Европы, не считая Италии.
Строительство собора растянулось на два столетия и завершилось к середине 14 века, поэтому в его облике нашли отражение элементы ранней (шестичастные своды нефа), а затем зрелой (аркбутаны хора) готики. К моменту окончания строительства это был самый большой готический собор в Западной Европе.
В годы Великой французской революции собор Нотр-Дам-де-Пари сильно пострадал и лишился большинства скульптур, украшавших его фасад. На переплавку пошли колокола и церковная утварь. В 1793 году он перестал быть церковью и превратился в Храм Разума. Место статуи Богоматери заняла Богиня Свободы, которую изображала юная актриса Тереза Анжелика Обри: вокруг нее совершались патриотические песнопения. В хоре зажгли Огонь Истины и устроили Святилище Мудрости, украсив его бюстами Вольтера, Руссо и других просветителей. Затем в соборе организовали продовольственный склад.
Лишь в 1802 году в период правления Наполеона Бонапарта собор вновь стал действующей церковью. Именно в нем в 1804 году он был коронован императором. К стенам были прикреплены знамена, с которыми французы участвовали в битве при Аустерлице: они должны были замаскировать плачевное состояние здания. Кроме Наполеона, в соборе был также коронован лишь десятилетний английский король Генрих VI, которого, тем не менее, так никогда и не признали французским монархом: это произошло в 1431 году во время Столетней войны между французами и англичанами.
К середине 19 века собор Нотр-Дам-де-Пари окончательно обветшал. Знаменитый роман Виктора Гюго «Собор парижской Богоматери», опубликованный в 1831 году, привлек к памятнику внимание, и в течение 1844-1864 годов собор реставрировали под руководством архитектора Эжэна Виолле-ле-Дюка. Правда, в результате здание приобрело такие элементы архитектуры, которыми оно прежде не обладало.
Парадный западный фасад собора производит впечатление устойчивого равновесия, поскольку все его вертикальные линии пересекаются горизонтальными поясами. Фасад состоит из трех ярусов. Первый ярус включает три стрельчатых портала, центральный из которых больше, чем два боковых. Все они заполнены скульптурами: откосы стен занимают фигуры святых, а в тимпанах расположены сюжетные композиции. Самым древним является правый портал святой Анны (13 век), в тимпане которого представлены сцены из жития святой. В тимпане левого портала изображена Богородица в окружении пророков. Наконец, в центральном портале находится композиция на тему Страшного суда.
Следует обратить внимание на замысловатый кованый узор, украшающий створки дверей трех порталов. В узоре просматриваются элементы цветов, листвы и даже животных.
Вдоль всего фасада над порталами протянулась так называемая «галерея королей» с фигурами 28 библейских царей Иудеи. Высота каждой статуи равняется 3,5 метра. Во время Французской революции невежественная толпа разбила скульптуры, приняв их за изображения французских королей. В ходе реставрационных работ середины 19 века место уничтоженных подлинников заняли стилизованные копии. В 1977 году во время строительных работ в 9 округе Парижа были обнаружены подлинные головы от 21 статуи королей: сейчас они находятся в музее Клюни. Несмотря на время и повреждения, на них сохранились следы полихромной росписи.
Над галереей королей находятся скульптуры Богоматери и двух ангелов (копия 19 века), за которыми расположено ажурное окно-роза. С обеих сторон от него находятся два парных арочных окна, перед которыми Виолле-ле-Дюк ошибочно, по мнению подавляющего большинства специалистов, поместил статуи Адама и Евы, так как не найдено свидетельств о том, что они когда-либо там находились.
Несмотря на внушительные размеры, западная витражная роза является самой маленькой из трех окон-роз собора: ее диаметр составляет 9,6 метра. Она была почти полностью переделана Виолле-ле-Дюком. С внутренней стороны розы в центре находится изображение Девы Марии, а вокруг в медальонах представлены пророки, аллегорические изображения пороков и добродетелей и сцены сезонных сельскохозяйственных работ.
Третий ярус образует ажурная арочная колоннада, которую венчают две башни с плоской крышей. Высота башен равняется 69 метрам. На перилах окаймляющей башни балюстрады сидят знаменитые химеры-гаргульи – фантастические уродливые существа, символизирующие злые силы. Все они в основном были установлены в 19 веке Виолле-ле-Дюком. Особенно известна крылатая и рогатая химера, которая пригорюнившись и высунув язык, взирает с высоты на город.
С башен собора открывается великолепный вид на город. Наверх ведет 387 ступеней, а на первом этаже в северной башне сохранился большой зал с готическими сводами, где сейчас ведется торговля сувенирами.
Над пересечением нефа и трансепта в 13 веке был возведен шпиль высотой 96 метров, однако в 1786 году он был разобран ввиду угрозы обрушения. Виолле-ле-Дюк решил восстановить готический шпиль: весом в 750 тонн он выполнен из дуба и покрыт свинцом. У основания шпиля находятся фигуры отлитых из меди 12 апостолов – по три с каждой стороны. Каждой группе предшествует фигура крылатого существа, символизирующего одного из четырех евангелистов (лев – символ святого Марка, телец – святого Луки, орел – святого Иоанна, ангел – святого Матфея). Все апостолы смотрят на город, за исключением одного – покровителя архитекторов святого Фомы, который повернут в сторону шпиля. Считается, что скульптор Жоффруа-Дешом придал святому Фоме черты Виолле-ле-Дюка. На макушке шпиля восседает петух, который с 1935 года служит реликварием для частичек тернового венца, а также мощей святого Дионисия и святой Женевьевы.
Самой древней является восточная часть собора, в которой расположен хор. Эту часть собора возводили с 1163 о 1180 год. Снаружи ее окружают изящные аркбутаны с пинаклями. Неф также с обеих сторон поддерживают аркбутаны, которые перекинуты над боковыми нефами. Однако роль этих конструкций в распределении нагрузки не столь велика: их главное назначение состояло в отведении дождевой воды с кровли собора, так как по аркбутанам проложены водостоки.
В плане собор имеет форму латинского креста: его общая длина составляет 130 метров, ширина – 48 метров. Центральный неф высотой 33 метра и шириной 12 метров состоит из десяти пролетов. С обеих сторон к нему примыкают по два боковых нефа. К крайним боковым нефам пристроено по семь капелл, идущих от четвертого до десятого пролета. Центральный неф состоит из трех ярусов. Нижний ярус обрамляют круглые гладкие приземистые колонны с широкими капителями из стилизованных листьев аканта. В облике этих колонн еще чувствуется тяжесть, присущая романской архитектуре. По мере движения ввысь интерьер собора становится более изящным и утонченным. Второй ярус образуют арочные проемы, разделенные тонкими колоннами. Наконец, по обеим сторонам третьего яруса идут ряды высоких парных стрельчатых окон, дающих много света, так что хорошо виден потолок, образуемый шестилепестковыми каменными нервюрными сводами.
Первая капелла к югу от нефа прежде называлась капеллой ювелиров. С ювелирами связана традиция каждый год 1 мая дарить собору картину религиозной тематики, которые поэтому стали называть «маёвками». Размещать картины в соборе являлось очень почетным, поэтому заказы поступали самым лучшим художникам. Всего за период с 1630 по 1707 год цех ювелиров передал собору 76 больших полотен размером 3,5 на 2,5 метра, однако потом многие из них были утрачены. В настоящий момент сохранилось около 50 «маёвок»: часть из них оказалась в различных музеях, в том числе в Лувре, а некоторые вернулись в собор. В первой капелле находится картина «Побивание камнями святого Стефана» работы Шарля Лебрэна (1651 год). Во второй капелле можно увидеть полотно того же художника – «Мученичество святого Андрея», а также «Мученичество святого Варфоломея» кисти художника 17 века Любена Божена. В третьей капелле находится уникальная по своей экспрессии барочная картина «Распятие святого Петра» Себастьена Бурдона (1643 год). Четвертую капеллу украшает «Проповедь святого Петра в Иерусалиме» Шарля Пёрсона (1642 год), пятую – «Центурион Корнелий у ног святого Петра» Обена Вуэ (1639 год), шестую – «Обращение святого Петра» Лорана де ла Гира и «Рождество Богородицы» Ленена, седьмую – «Святой Петр, исцеляющий больных» Л. де ла Гира.
С северной стороны нефа также находится семь капелл. В первой находится купель и две картины – «Сошествие святого Духа» Ж.Бланшара (1634 год) и «Поклонение пастухов» Ж.Франка (1583 год). Вторую капеллу украшает «Святой Павел, ослепивший лжепророка» Н.Луара. Третья капелла носит посвящена миссионерской деятельности: в ней захоронен прах казненного в 1861 году монаха-китайца Павла Чена, который принял христианство. В 1909 году его, как мученика, причислили к лику блаженных, а в 2000 году канонизировали. В капелле также находится картина «Бичевание святых Павла и Силы» кисти Л.Тестелена. В четвертой капелле можно увидеть картину «Святой Андрей» и исполненный в 1923 году памятник кардиналу Аметту. Пятая капелла освящена в честь Богоматери Гваделупской, наиболее почитаемой святыни Латинской Америки. В шестой капелле находятся два полотна – «Мученичество святой Екатерины» и «Сыновья Сцевы, поверженные демоном» (речь идет о древнееврейских колдунах). Наконец, в седьмой капелле находится надгробие каноника Этьена Ивера.
Трансепт собора на 2 метра шире, чем центральный неф, но в отличие от нефа он поделен на четыре яруса, хотя высота нефа и трансепта совпадает. В южной части трансепта находится статуя девы Марии 14 века. Неподалеку от нее висит табличка, которая гласит, что в соборе парижской Богоматери состоялся процесс по оправданию Жанны д’Арк. Кроме того, в этой же части можно увидеть табличку, обозначающую место, где стоял 18-летний будущий поэт Поль Клодель (1868-1955) (брат известного скульптора Камиллы Клодель), когда на него снизошло озарение, побудившее его принять католичество.
На южной стене трансепта расположено огромное окно-роза диаметром более 13 метров. Она была подарена Людовиком Святым, однако до нашего времени дошла лишь небольшая часть подлинных витражей: многие из них были заменены в 1737 году. В центре розы находится Иисус Христос, которого окружают девы разумные и неразумные, святые, ангелы и апостолы.
В северной части трансепта находится статуя святого Дионисия работы Н.Кусту. В отличие от южной розы, витражи северной розы почти все являются подлинными и датируются 13 веком. В центре находится Дева Мария, вокруг которой расположены судьи, короли, первосвященники и пророки из Ветхого Завета.
В начале 18 века хор был почти полностью переделан по распоряжению Людовика XIV. В результате собор лишился амвона 13 века, великолепной алтарной преграды 14 века, древних могил и главного алтаря.
В ходе реставрационных работ середины 19 века Виолле-ле-Дюк стремился вернуть собору его готический облик, поэтому он убрал ряд появившихся в 18 веке элементов, в частности, заслонявшие собой готические аркады мраморные колонны и новый алтарь.
В настоящий момент алтарная часть занимает в соборе Нотр-Дам-де-Пари довольно большое пространство вплоть до пересечения трансепта и нефа. Современный бронзовый алтарь был выполнен в 1989 году. На нем изображены 4 евангелиста и 4 важнейших пророка из Ветхого Завета. В восточной части хора, неподалеку от апсиды, по-прежнему находится средневековый алтарь, восстановленный Виолле-ле-Дюком. А за этим алтарем стоят великолепные скульптуры, выполненные в начале 18 века: Пиета Николя Кусту, статуи королей Людовика XIII и Людовика XIV. Позади них находятся шесть бронзовых фигур ангелов, каждый из которых держит в руках один из атрибутов Страстей Христовых: терновый венец, гвозди, губку, вымоченную в уксусе, табличку, которая была прибита к кресту, тростник, которым бичевали Христа, копье, которым пронзили его сердце.
С северной и южной стороны сохранились остатки деревянной ограды 13-14 веков, которая прежде окружала все пространство хора. На ней изображены сцены из библейской истории. Полихромная цветовая гамма была восстановлена Виолле-ле-Дюком. В северной части ограды представлены 14 сцен из жизни Христа, за исключением Страстей. Сцены никак не разграничены между собой и образуют единое целое. Напротив, в южной части ограды, где представлены 9 сцен явлений Христа с момента его Воскрешения, скульптурные изображения разделены тонкими колоннами.
От апсиды отходит пять капелл: святого Вильгельма, святого Георгия, девы Марии, святого Маркелла и святого Людовика. В каждой из них расположены гробницы церковнослужителей или государственных деятелей.
страница 1 Далее